ТЕРРИТОРИЯ

ЦЕЛЬ

Главной целью фестиваля-школы “Территория” всегда было объединение профессионалов театра, танца, изобразительного и музыкального искусства, и создание смотра, который познакомил бы зрителя с наиболее актуальным исполнительским искусством разных жанров. “Территория” уже больше десяти лет открывает новые имена, представляет зрителю классику авангарда и экспериментирует с формой. На фестивале показывали спектакли в поезде, проводили кастинг младенцев и устраивал вечеринку открытия в метро. За десятилетнее существование фестиваля-школы зрители увидели спектакли, выставки, перформансы лучших театров и команд мира - Rimini Protokoll, Димитриса Папаиану, Жозефа Наджа, Chunky move, Арпада Шиллинга, Ромео Кастеллуччи, Сиди Ларби Шеркауи, Фалька Рихтера и Акрама Хана. Сегодня эти имена уже стали классикой мирового исполнительского искусства, и многие из них для российского зрителя были открыты именно фестивалем.

“Территория” каждый год открывает новые имена и на российской сцене - молодые режиссеры, хореографы, композиторы, сценографы - у многих из них большая карьера началась с участия в фестивале. В 2013 году “Золотую маску”, главную театральную премию страны, получил спектакль Филиппа Григорьяна “Полнолуние” - проект полностью инициированный и спродюсированный фестивалем. Так, из года в год команда “Территории” предвосхищает то, что станет актуальным в искусстве и социально важным. Каждый год вот уже десять лет фестиваль “Территория” заново отвечает на вопрос: “Что такое актуальное искусство?”, и каждый год воспитывает нового зрителя, слушателя, гражданина.

АРТ-ДИРЕКЦИЯ

Фестиваль, придуманный в 2005 году, возглавили действующие практики театральной и арт-сцены - актер и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, режиссер и художественный руководитель “Гоголь-центра” Кирилл Серебренников, театральный критик Роман Должанский, дирижер и художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис, актриса театра и кино Чулпан Хаматова, педагог Школы-Студии МХАТ Андрей Ураев, и исполнительный директор ММОМА Василий Церетели. Впервые арт-дирекция фестиваля выбирает программу не только смотра, но и мастер-классов, поэтому так остро чувствуется актуальность тем каждой встречи и каждого воркшопа. 

ФЕСТИВАЛЬ-ШКОЛА

Впервые фестиваль заявляет о себе не только, как смотр, но и как школа актуального искусства. Аналогов такого фестиваля в России до появления “Территории” не существовало. Десятки студентов из множества городов России приезжают на “Территорию”, чтобы принять участие в мастер-классах ведущих педагогов, режиссеров, актеров, хореографов и художников из разных стран. За всю историю фестиваля студенты имели возможность встретиться с такими режиссерами, как Деклан Донеллан, Томас Остермайер, Жозеф Надж, Дмитрий Крымов, Лев Додин, Алексей Герман-Мл.

Именно фестиваль знакомил студентов с “другим” искусством, к которому они не привыкли, и никогда не видели в их родных городах. Так, для нескольких поколений профессионалов “Территория” стала точкой отсчета - студенты помнят себя “до” и “после” фестиваля.  “Мы делаем фестиваль для людей неравнодушных, любопытствующих, для тех, кто готов к творческим открытиям и острым неожиданным впечатлениям. Это территория общения и диалога разных поколений художников, для которых искусство — не пространство музейного спокойствия, а процесс поиска нового языка, новых форм, новых тем и смыслов”, - Евгений Миронов. 

ЖИВЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Открытие самого первого фестиваля “Территория” проходило на станции метро “Воробьевы горы” - это символически положило начало проекту посвященному жанру site-specific theatre. Проект “Живые пространства” был задуман для того, чтобы вытащить театр из привычного контекста театра-дома, театра-здания, театра-институции, и цель которого было бы открытие новых городских пространств. Такой театр, который можно перенести в любую локацию города - в котлован Башни Федерация, в Дом Ветеранов сцены, или в ночной гипермаркет Леруа Мерлен. Лаборатория “Живые пространства” за годы своего существования доказывает, что любое место в городе может стать новой территорией театра.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Социальная составляющая является важнейшей частью фестиваля “Территория”. Проект, начатый в 2013 году с документального спектакля Руслана Маликова “Бросить легко”, о борьбе с наркозависимостью, в 2014 году он продолжился спектаклем “Прикасаемые” с участием слепоглухих актеров, а в 2015 с показом “Беспамятных” о людях, потерявших память. На фестивале этого года планируется совместная работа мастерской Дмитрия Брусникина с пожилыми актерами - подопечными благотворительного фонда “Артист”. С начала работы над социальными проектами и плотным сотрудничеством с благотворительными фондами прошло всего три года, но фестиваль уже невозможно представить без этих спектаклей и вне этого опыта.