En

Битва за пирог

Битва за пирог

Во дворе дома к нужному подъезду сходятся сразу несколько человек. Все мы получили смс от с адресом и просьбой не опаздывать. Никто не опоздал, поэтому по лестнице поднимаемся гурьбой, раздеваемся в просторной прихожей. Совершенно не знакомые люди перекидываются фразочками, смеются.

На кухне гости с трудом рассаживаются вокруг большого стола, покрытого бумажной картой – на ней от руки нарисована Европа, Россия, страны Азии. Нужно фломастером соединить три точки: место, где ты живешь, место, где познакомились твои бабушка и дедушка, и место, важное для тебя. Спектакль немецкой театральной группы Rimini Protokoll «В гостях. Европа» начинается.


И это тоже театр

Спектакли, где зритель становится активным участником действия, сегодня в моде. Это могут быть квесты или иммерсивные шоу (то есть шоу с эффектом погружения), где зритель выступает скорее как гуляка праздный, фланер, время от времени вовлекаемый актерами в игру. Или проекты с социальным уклоном, на которых лежит печать исследования – именно такие действа предлагает Rimini Protokoll.

Неутомимые наблюдатели реальности, они творят свои документальные перформансы буквально из всего – из собрания акционеров и маршрута дальнобойщика, из конференции по проблемам глобального потепления и разговора со случайным человеком. Привлекая к своим спектаклям обычных людей, прося их рассказывать о себе, они часто приглашают зрителя в те области жизни, о которых тот не имеет ни малейшего представления.

Иногда при этом зритель сам становится актером, воспроизводит новую информацию, пропуская ее через себя. Ну, например, как в давнем, 2002 года, проекте Rimini Protokoll «Германия-2», где двести жителей Бонна воспроизвели дословно все речи реального заседания буднестага.

Конечно, это очень далеко от обычного представления о театре, но тем не менее это тоже игра. В которой, наверное, самое ценное именно это: участник получает возможность посмотреть на проблему принципиально с иной стороны.


Приложите ухо к столу

В проекте «В гостях. Европа» группа незнакомых людей, встретившихся в незнакомой квартире, рассказывает что-то о себе, отвечая на те вопросы, которые до этого задавались в похожих квартирах в других городах и тем самым ощущает себя (или нет) частью Европы.

Посредником в этом процессе выступает аппарат, похожий на кассовый: из него с жужжанием выползает бумажная лента, на которой написаны тема очередного «тура» игры и задание участникам. Задания могут производить впечатление шуточных, но внутренне они связаны с каким-то важным аспектом европейского бытия – уровнем политической активности, достатка, национальными различиями.

«О чем был последний разговор на этой кухне?» – спрашивают хозяев квартиры, где мы все собрались, и молодой человек по имени Алекс, переехавший в Москву из Берлина, с акцентом отвечает: «О Фиделе Кастро». «Приложите ухо к столу, – бесстрастно требует чек из кассового аппарата, – проверьте, слышны ли еще какие-то отголоски этого обсуждения»?». Все присутствующие, смеясь, приникают к накрытому картой Европы столу.

Иногда вопросы довольно личные. «Была ли в вашей жизни большая удача?» Руки поднимают четверо, в том числе и я. Наибольшее оживление вызывает рассказ одного из участников о том, как ему однажды за границей удалось на последнюю мелочь выиграть у игрального автомата 70 евро и благодаря этому уехать в другой город.

«Кто сталкивался с насилием за последние годы?» — руку поднимают двое из пятнадцати. «Кому хватает одной работы, чтобы нормально жить?» — меньше половины. «Кто верит в демократию?»: сильная вера – лишь у четверти собравшихся. «Кто получает выгоду от рыночной экономики?» – тут доля значительно больше. Наконец, «кто боится будущего?». Удивительно, но из нашей группы – никто.

Последняя часть встречи на кухне, по мысли создателей, должна нести в себе драматизм и потенциальные конфликты – это борьба за кусок пирога, который выпекается тут же в духовке.

На этом уровне игры, разделившись на команды по два человека в каждой, надо уже не только отвечать на вопросы: при этом можно объединяться в коалиции, «дружить» против кого-то. Например, есть возможность исключить команду-лидера из игры или объединиться с другой командой, получив дополнительные баллы в случае ее успеха. На нашей игре случился казус: возможно, из-за того, что собрались люди одного социального круга, конкуренции не получилось. Процент доверия собравшимся за столом был очень высок, никто не проголосовал за выбывание из игры команды-лидера, никто не боролся за свой кусок пирога, великодушно предложив разделить его среди всех участников.


Отголоски обсуждения

В других группах все было не так безмятежно. Проект «В гостях. Европа» хорош не только собственно игрой, в которой можно принять участие, но и обширной статистикой этих игр. За два года спектакль сыграли по всему миру — в Берлине и Амстердаме, Ганновере и Праге, Сантьяго-де-Компостела и Каире, Санта-Барбаре и Вене, Познани и Лиссабоне — отчет о каждой из встреч теперь можно найти на сайте.

Изучать эту статистику – дело увлекательное: например, уровень доверия участников друг к другу на разных спектаклях колебался от 6 до 100% — хотя в целом участники проекта склонны относиться друг к другу с доверием. Совсем другое дело, скажем, позиция по вопросу «Возможно ли применять насилие ради достижения политических целей?». Тут разброс большой: от нулевой готовности признать такую возможность (как было у нас в группе) до стопроцентной (как на одной из игр в Каире).

При этом страх перед будущим может быть одинаковым в разных странах: например, в норвежском Бергене это максимальные за всю историю проекта 40%, а меньше всего будущего боятся в Ганновере, Бонне и датском Хиллереде – всего 13 %.

Больше всего свою национальность скрывали в Берлине (26 %). Вот и наш хозяин Алекс рассказал о том же: по его словам, именно в Берлине он никогда никому не говорил о своих кубинских корнях.

Еще любопытный момент для изучения – политическая инициатива, за которую проголосовали команды в разных странах. Один из вопросов игры – «Какие границы бы вы изменили?». В Польше предлагали вновь объединить Чехию со Словакией, принять Беларусь в Евросоюз, в Сантьяго-де-Компостела – создать новое государство Switaly (Швейцария+ Италия), в Лиссабоне – признать независимость Мадейры, а в Берлине и вовсе — отменить границу между Европой и Африкой.


Что же остается от этого похода в гости в памяти? Пожалуй, именно ощущение общности – причем не только со своей группой, но и с другими. Когда рассматриваешь выложенные на сайте фотографии игр в других странах, замечаешь разницу в интерьерах квартир, погоде, освещении. Но куда больше обращаешь внимание на схожие эмоции, выражение лиц. Наверняка эта общность – иллюзия. Но она есть.

В Москве спектакли проекта «В гостях. Европа» прошли в рамках фестиваля современного искусства TERRITORIЯ при поддержке Гете-Института в Москве.



10 Марта 2017

Источник:

euro-pulse.ru