En

«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине

В образовательном центре ММОМА открылась выставка, посвященная памяти актера и режиссера Дмитрия Брусникина. Ее подготовила спустя год после смерти наставника Мастерская Брусникина в рамках фестиваля современного искусства «Территория». Рассказываем, как устроена экспозиция.

ММОМА

Ермолаевский переулок, 17

Здание Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке – пятиэтажный особняк, с помощью которого реализована метафора «человек размером с дом». Каждый этаж – часть Брусникина, по ним, как по телу великана, могут прогуляться посетители. Сравнение с великаном неслучайно – актер, режиссер, педагог, популяризатор современного театра – за 60 лет жизни успел сделать действительно много: он был связующим звеном традиционалистского и новаторского искусства, воспитал несколько поколений актеров и режиссеров, а его Мастерская Брусникина стала одним из самых популярных московских коллективов.

«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине

Фото: Владимир Яроцкий


На сцене он никогда не переставал быть Димой Брусникиным. Нельзя сказать, что это не была профессия, но профессия не была первичной. В нем первичен был человек. Он обладал внутренним стержнем, его было не сломить – ни костюмом, ни характером, ни маской, ни приспособлением.

Те, кто плохо знаком с биографией режиссера, смогут прочесть факты из его жизни на одном из этажей. Но авторы проекта не хотели ограничиваться сухими фактами и датами. Помимо официальной биографии, во время выставки будет формироваться и другая история режиссера, созданная из интервью, его рассказов и историй о нем.



Куратор проекта – театральный художник Ксения Перетрухина, которая много работала с Брусникиным, постаралась через пространство показать, каким человеком он был. Любимая еда, книги, игры, люди – всем составляющим жизни нашлось здесь место. И каждый день эта «субъективная» биография будет разрастаться, а выставка – меняться. На втором этаже, в библиотеке ММОМА, брусникинцы нескольких поколений по вечерам будут читать любимое произведение мастера – «Три мушкетера». На третьем расположилось маленькое футбольное поле (Брусникин обожал эту игру), усеянное мячами с подписями «Дима», «Димуля», «Демьян Борисович». Последнее – прозвище, которое Брусникину дал актер Сергей Гармаш.

Играл во все – шашки, шахматы, домино, покер преферанс… И всегда выигрывал. И по жизни был невероятно везучий, ему все доставалось легко, все само в руки шло.

Он играл очень красиво. Только футболист футболиста может понять – кажется, что он сейчас будет бить головой, мяч летит, а он такой красивый, высокий, стройный, он пролетает и бьет ногой. Это очень круто, это искусство. Он так же играл на сцене – ты ждешь одного хода, ты думаешь, что он сейчас будет бить головой, а он бьет ногой. И ты понимаешь – он прав, так более красиво.


«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине

Фото: Владимир Яроцкий

Четвертый этаж построен как декорация к спектаклю «До и после». Мультижанровый проект о пожилых актерах, посвятивших свою жизнь театру, Мастерская Брусникина поставила еще в 2016 году и даже съездила с ним на гастроли. Ксения Перетрухина, которая была сценографом «До и после», придумала в той же визуальной форме новую историю – про Брусникина. Получилась огромная деревянная конструкция со множеством дверей и дверок. Каждую из них стоит открыть – за ними скрываются вещи режиссера, экраны с фрагментами фильмов и спектаклей и множество текстов с веселыми, трогательными и поучительными историями. Одну из них, например, Дмитрий Брусникин рассказывал своим студентам (особенно тем, кто исполнял бессловесные роли) во время гастролей в Екатеринбурге: «В 60-х в Свердловском драмтеатре был один актер массовки. Как говорилось, играл все, что могло держать алебарду, и все, что приклеивалось к бороде. Но относился к своей профессии очень серьезно, каждый день на два часа раньше приходил в театр и репетировал. Поскольку никто из актеров его серьезно не воспринимал, он просил гардеробщиков и вахтеров кидать ему реплики. Все в театре считали его за дурачка. Но когда его позвал Тарковский – он был готов. Это был его Солоницын».



Бездонный брусникинский багажник стал притчей в языцех – если вдруг возникала надобность, Дмитрий Владимирович шел к машине и доставал оттуда что-то дурацкое – старый свитер или шапку, сломанную видеокамеру, неработающую зажигалку – держи, с днем рождения!

«Мое убеждение, что главная память о нем именно в этом рассыпанном в людях пазле», – оставляет послание куратор на стене перед одним из залов. Вставка не будет статичной, она будет жить и развиваться: на протяжении четырех недель по вечерам будут проходить чтения, лекции, показы спектаклей, а на стенах появятся новые тексты веселых историй и трогательных воспоминаний – все вместе и составит наиболее полный и точный портрет человека размером с дом. Завершится выставка 17 ноября – в день рождения Дмитрия Брусникина.


С 22 октября по 17 ноября
Бесплатно
Полная программа концертов, чтений и перформансов – на сайте


Фото обложки: Владимир Яроцкий


23 Октября 2019

Источник:

The City