En

«Человек размером с дом»: выставка размером с человека

Как устроена выставка памяти Дмитрия Брусникина.

С 22 октября по 17 ноября 2019 года в Образовательном центре Музея современного искусства (ММОМА) в Ермолаевском переулке проходит выставка памяти Дмитрия Брусникина «Человек размером с дом», которая открылась в рамках фестиваля «Территория» и продолжится в рамках фестиваля Brusfest.

Брусникин в театральном мире — фигура масштабная, последний гигант страны маленьких людей. Поэтому куратор выставки, художник Ксения Перетрухина, превратила в выставочное пространство все пять этажей музея. Так, высотный дом стал метафорой одного человека.

ЗНАКОМСТВО С ГИГАНТОМ

Уже в фойе первого этажа вы начнете находить памятные фразы и цитаты Брусникина, которые запрятаны по всему музею и пронизывают все части выставки. «Я сама очень торопящийся человек», — признается Перетрухина, — «Я пробегаю выставки за 15 минут. Но Брусникин никогда не торопился, и все успевал. Он был в гармонии со временем. Поэтому мне хотелось сделать выставку, которую пробежать за 15 минут невозможно». Уже на этом этапе понимаешь, что «Человек размером с дом» — выставка не только о Брусникине, она сделана по-брусникиновски.

МУШКЕТЕР XXI ВЕКА

На втором этаже, в библиотеке Центра, вы узнаете, что Брусникин много читал. Очень много. Его постоянно видели с книгой, но никто не помнит с какой именно. Сходятся лишь в одном названии — «Три мушкетера». Именно эту книгу каждый день по главам на протяжении всей выставки читают ученики и друзья Дмитрия Владимировича. Пространство и развернувшийся в нем сквозной перформанс носят название «Мушкетер XXI века» и знакомят с внутренним стержнем Брусникина. Он был, подобно мушкетеру, человеком, в котором не было конфликта между профессиональным и этическим. 


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»

ЧЕЛОВЕК, МЕРЯЮЩИЙ ЗЕМЛЮ

Наконец, только к третьему этажу вас познакомят с биографией героя. Причем не с одной, а сразу с двумя — официальной и субъективной. Официальная — уже размещена по периметру просторного зала. Вдоль стен ездит игрушечный поезд. Эта простая, но очень действенная метафора. Брусникин постоянно находился в поиске, много путешествовал, стремился вперед. Неутомимо, словно паровоз, он двигался к цели и тащил за собой. На подходе к этому пространству вы можете отдохнуть в специально оборудованном «зале ожидания», вслушиваясь в голос главного героя. В центре же экспозиции находится особое помещение «Спящий гигант» — 11-метровое футбольное поле, где разложены мячи, на которых написаны разные имена и клички, которыми близкие люди называли Брусникина. Дмитрий Владимирович очень любил футбол, его называли «футбольным интеллектуальным». Неудивительно, что эта игра занимает центральную часть его биографии.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»

Однако Перетрухину также интересует биография субъективная. Память о Брусникине жива, многие, кто приходят на выставку, делятся своими историями. Ими и будет дополняться экспозиция. Брусникин отчетливо понимал, что любая система устаревает, и ее нужно обновлять. Делал он это за счет учеников. По такому же принципу устроена и экспозиция — субъективная биография гиганта постоянно дополняется и дописывается.

Так, в одном пространстве оказываются как официальные фотографии, так и сугубо личные. Примененный в этом зале метод будет интересен не только людям, знавшим Брусникина. Самое захватывающее здесь — видеть, что сохраняется в истории. Каждый при жизни пишет свою биографию, но история выхватывает и хранит очень случайные вещи. Например, официальный архив МХТ им. А. П. Чехова (к большому стыду театра) оказался «утерян», а вот личные совместные фотографии, сделанные разными случайными людьми, отлично сохранились. Именно в этом зале становится понятна интенция Перетрухиной — показать, что память о человеке — это паззл, кусочками которого становится каждый из нас. Поэтому выставка памяти — в первую очередь выставка воспоминаний, а не каких-то личных вещей.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»

ЧЕЛОВЕК, ОТКРЫВАЮЩИЙ ЛЮДЕЙ

Окончательно наглядной идея составить портрет гиганта через людей, хранящих о нем воспоминания, становится в пространстве четвертого этажа — самом сильном пространстве экспозиции. Здесь вас встретят множество дверей с изображенными на них темами. Брусникин говорил, что человек не открывается, его нужно открывать. Так и здесь, нужно открывать вереницы дверей, по кусочкам складывая портрет гиганта. Вы обнаружите, и обрывки выступлений Брусникина и его учеников, и очень бытовые истории, рассказывающие о герое порой куда больше, чем толстые биографические книги, вы сможете побывать в его «кабинете» и посидеть на «его» диване. 


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»

Особую силу здесь имеют две локации — «Метод», где очень простым и доступным языком изложены взгляды Брусникина на профессию режиссера и актера. И «Грибник» — лес, с разбитой посреди него палаткой. То, что задумывалось как «милая деталь к портрету», обернулось одной из самых ярких метафор: Брусникин — не охотник, в своем поиске он избегал насилия, он был собирателем. Он был про созидание, считал, что ресурс надо уделять каждому, поэтому под каждого своего студента подбирал индивидуальный метод.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»

Так же важен каждый человек в этом зале. Посетители вступают в тактильный диалог с объектами и в ментальный диалог с размышлениями героя. Брусникин был щедрым человеком, он раздавал. Поэтому кульминационной точкой своей выставки Перетрухина делает именно общение каждого посетителя с героем. Она не предлагает зрителям созерцать вещи, ничего конвенционально «ценного» в экспозиции нет. В ее центре — наше общение с Брусникиным, Брусникин становится нашей темой.

ГОЛОВА ГИГАНТА

Наконец, достигнув верхнего, пятого этажа — просторного, с выходом на балкон с прекрасным видом, вы увидите видеоинсталляцию. Обаятельный, пламенный, горящий идеями и поиском Брусникин работает с учениками, разбирает принципы. Эта инсталляция окончательно замыкает магистральную идею выставки. Несмотря на все обаяние Брусникина, он — не «милаха». Он — человек, который сделал любовь, созидание и уважение к человеку своим методом. «Обнимать» каждого и все «разрешать» — для него расчетливая стратегия. Стратегия оказалась работающей, и именно она сделала его гигантом, героем XXI века, достойным подражания.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»

КАРТОШКА И НАПОЛЕОН

Осмотрев всю экспозицию, несложно проголодаться. Перетрухина предусмотрела и это. В кафе Образовательного центра вы найдете специальное меню, в котором значатся два любимых блюда Брусникина — картошка и «Наполеон». Это единственное, за что с вас на выставке попросят деньги. Посещение, осмотр и участие в активностях совершенно бесплатны (за исключением показа спектакля «До и после», туда вход по билетам). Активностей, оживляющих выставку, запланировано много. Вас ждут показы фильмов и спектаклей, а также живые выступление. Брусникин — театральный режиссер. Ничего удивительного, что пространство выставки его памяти заполняется театром, хоть и не выведено главной чертой его портрета. Перетрухину больше интересует «человек в человеке», а не его профессиональная деятельность. Она знакомит с человеком нового порядка — человеком размером с дом.


Источник: «Ваш досуг»


РАСПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

23.10, среда
19.00 Чтения — Юлия Раумовская, актриса
20.00 Стол памяти — Виктор Рыжаков, актер, режиссер.

24.10, четверг
19.00 Чтения — Юрий Квятковский, актер, режиссер
20.00 Стол памяти — Юрий Квятковский, актер, режиссер. Галина Солодовникова, сценограф, художник. Полина Бахтина, художник

25.10, пятница
19.00 Чтения — Александр Феклистов, актер, кинорежиссер, сценарист
19:00 Спектакль — «До и после» (документальный спектакль о людях, посвятивших свою жизнь театру). Вход по билетам.
20.00 Стол памяти — Александр Феклистов, актер, кинорежиссер, сценарист

26.10, суббота
19:00 Спектакль — «До и после» (документальный спектакль о людях, посвятивших свою жизнь театру). Вход по билетам.

27.10, воскресенье
19:00 Спектакль — «До и после» (документальный спектакль о людях, посвятивших свою жизнь театру). Вход по билетам.

29.10, вторник
19.00 Чтения — Эва Мильграм, актриса
20.00 Стол памяти — Павел Руднев, театровед, театральный критик

30.10, среда
19.00 Чтения — Алена Хованская, актриса, режиссер
20.00 Стол памяти — Алена Хованская, актриса, режиссер

31.10, четверг
19.00 Чтения — Дарья Ворохобко, актриса, музыкант
20.00 Стол памяти — Дарья Ворохобко, актриса, музыкант. Алексей Любимов, актер

01.11, пятница
19.00 Перформанс — «Время роли»
20.00 Стол памяти — Сергей Щедрин, актер. Алексей Розин, актер

02.11, суббота
18.00 Чтения — Людмила Петрушевская, писатель, драматург
19.00 Перформанс — «Время роли»

03.11, воскресенье
19.00 Перформанс — «Время роли»

ЧАСЫ РАБОТЫ

Образовательный центр открыт ежедневно с 12:00 до 21:00. Вход на выставку «Человек размером с дом» бесплатный.



22 Октября 2019

Источник:

Ваш Досуг