En

Дидону и Энея захватили галактические ведьмы

Оперу Генри Перселла «Дидона и Эней» представили в рамках арт-лаборатории фестиваля «Территория». Режиссер Вячеслав Игнатов решил постановку в жанре космической оперы и средствами кукольного театра.

Арт-лаборатория «Территории», которая проводится в рамках программы «Формула хороших дел» одной из самых крупных нефтехимических компаний России, знакомит молодых специалистов из регионов с новейшими театральными тенденциями и технологиями. За три предыдущих сезона 16 лабораторий прошло в семи российских городах, в образовательной программе приняло участие несколько сотен человек, а итоговые спектакли увидели пять тысяч зрителей. Один из последних проектов - «Закрой мне глаза» - вошел в шорт-лист «Золотой маски».

Нижний Новгород принимал проект впервые. На новой площадке DKRTSpace, совмещающей формат бара и театрально-концертного зала при нем (или наоборот), сцена и зал поменялись местами: мобильные декорации «Дидоны и Энея» были выстроены в зале, зрительский амфитеатр – на сцене.

Опера Перселла, как многие шедевры, материал, как показывает обширная практика интерпретаций, гибкий и пластичный. Недавняя премьера в Большом театре, о которой на днях уже писала «НГ» (см. номер от 10.12.19) – пример политического театра, акцентирующий важные темы современного общества – сопротивление насилию, феминизм и проблема беженцев. Вячеслав Игнатов и его коллега Мария Литвинова, создатели авторского театра «Трикстер», делают ставку на визуальную сторону, их «Дидона и Эней» – дань магии театра, путешествие в иллюзорные миры, воплощенные прежде всего через изобретательный и фантазийный визуальный ряд. Театр, словно вышедший из детской комнаты, где правит фантазия и творчество: бумага, картон и ножницы, деревянный конструктор, светящиеся нити и простыня с заморскими травами вместо занавеса – вот, кажется, и весь инструментарий этого черно-белого спектакля, подсвеченного настольной лампой (на деле, конечно, все гораздо сложнее, и световая партитура Алексея Хорошева крайне виртуозна).

Художники Елена и Ольга Бекрицкие ориентировались на творчество современного архитектора Сантьяго Калатравы, который, в свою очередь, черпает вдохновение в природных формах – живых или застывших (скелет или ветка пальмы, колосок или крыло птицы), непременно поэтизируя образы (так, здание оперы на острове Тенерифе одновременно похоже на черепаху или шлем из «Звездных войн»). Главные действующие лица оперы – ведьмы – родом из некой параллельной вселенной, из соседней (или дальней) галактики. Необычные костюмы, выбеленные лица с красными крестами, длинные когти-пальцы, причудливой формы рукава и воротники – галактические существа захватывают власть, и Дидона и Эней, хотя и цари, становятся лишь марионетками в их руках в прямом и переносном смысле: заглавные герои – хрупкие бумажные куклы.

Короб сцены сконструирован по принципу барочного театра, где в каждой новой сцене меняется декорация – будь то острые морские волны или мгла ночного леса – и используется изобретательная бутафория вроде крутящихся звезд, образующих в финале что-то подобное водовороту, куда, по мысли режиссера, как в черную дыру, затягивает Дидону.

Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова вынашивали идею поставить оперу в кукольном театре уже давно, но идея эта наталкивалась на отсутствие оркестра и солистов (приглашать же труппу в театр заметно удорожает постановку в разы). Наконец это стало возможным – в том числе и благодаря минимальному составу музыкантов: четверо вокалистов (Анастасия Бондарева, Любовь Шаромова, Екатерина Либерова и Евгений Скурат) и инструментальный квинтет капеллы «Золотой век». Лабораторная постановка, придуманная и созданная всего за месяц, скоро отправится в путешествие по стране. 

17 Декабря 2019

Источник:

Независимая газета