En

Директор фестиваля «Территория» о работе без Кирилла Серебренникова и квартирниках в Екатеринбурге

Екатерина Якимова — о «Территории» в Ельцин Центре, театральном словаре и постановках в городских квартирах.

28 ноября в Екатеринбурге стартовал спецпроект театрального фестиваля-школы «Территория». До конца недели в Ельцин Центре будут играть спектакли российских и зарубежных режиссеров, проведут кинопоказ европейских постановок, устроят лекции и мастер-классы. Лекции и видео будут бесплатными, а за спектакли и мастер-классы придется заплатить по 700 рублей. Еще десять показов спектакля-игры пройдут в обычных городских квартирах.

«Территория Ельцин Центра» — это миниатюра основного фестиваля, который проходит в Москве. 11 лет назад его придумали ведущие практики российской театральной и арт-сцены — Кирилл Серебренников, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Роман Должанский и другие. Учениками фестиваля-школы становятся полсотни молодых театралов, которые проходят жесткий отбор — на одно место претендуют десять кандидатов из России и других стран.

В день открытия «Территории» в Екатеринбурге директор фестиваля Екатерина Якимова рассказала The Village, что ожидает екатеринбуржцев на премьерах, на каких лекциях стоит побывать, если ничего не понимаешь в современном театре, и как фестиваль пережил арест одного из его арт-директоров, режиссера Кирилла Серебренникова.




Екатерина Якимова

директор фестиваля «Территория»




Территория Ельцин Центра


спектакль Rausch

Мы с удовольствием откликнулись на предложение «Ельцин Центра» сделать спецпроект в Екатеринбурге, потому что эта площадка объединила вокруг себя отличную молодую аудиторию. В августе мы устраивали «Территорию Магадана», где очень аккуратно знакомили зрителей с современным искусством, потому что там ничего подобного раньше не происходило.

Екатеринбург же — развитый и современный город, где есть «Реальный театр», ГЦСИ, индустриальная биеннале. Так что программа, которую мы привезли сюда, кардинально отличается от других региональных проектов. Хотя структуру мы сохранили: будут показы и образовательная платформа. Мы настояли, чтобы видеопоказы были бесплатными, чтобы у всех была возможность посмотреть на постановки величайших современных мэтров театра. Например, покажем спектакль Rausch о человеке в эпоху соцсетей. Его уже нигде не ставят, а екатеринбуржцы смогут увидеть запись на большом экране.

Спектакли


«До и после»

Фестиваль открывает тонкая и трепетная работа Дмитрия Брусникина, которая называется «До и после». Ученики его мастерской начали работать над ним два года назад. Студенты-первокурсники были волонтерами у подопечных фонда «Артист», который помогает ветеранам кино и театра. Ребята ходили к старикам в гости, мыли им окна, носили продукты, пылесосили, вместе ездили на дачу и записывали с ними интервью. Потом эти километры текста они отправляли драматургу, который выбирал наиболее интересные тексты и складывал образы. В итоге ребята на сцене играют советских актеров и рассказывают про уходящую эпоху. Я помню, как плакали ребята, когда умер первый из «доноров» постановки — за это время они с ним по-настоящему подружились.

«The_ Marusya» — проект костромской танцевальной компании «Диалог данс». Мы неслучайно выбрали этот спектакль здесь, потому что Екатеринбург — Мекка современного танца России. У нас нет задачи удивить, но это будет не обычный танцевальный спектакль. Это работа Маруси Сокольниковой, не актрисы и не танцовщицы, а пиар-менеджера «Диалог данс». Маруся путем современных речевых и танцевальных приемов расскажет историю современного танца и о том, как в этой сфере устроены профессия продюсера и менеджера. Это будет монолог простого человека, который занимается продвижением.

«В гостях. Европа» — это спектакль-игра в обычной городской квартире, где зритель становится основным участником. О месте проведения участники узнают накануне: они приходят в гости к незнакомому человеку и садятся за длинный стол, на котором разложена карта Европы. Ведущий артист знакомит участников, задает им вопросы, а потом проводит между ними соревнование. Победители получают пирог, который печется на кухне во время игры. Я была на спектакле в Москве, и это было замечательно — ты на два часа забываешь, что у тебя есть дела, и с удовольствием участвуешь в происходящем. В Екатеринбурге будет десять показов: каждый пройдет в разных квартирах — от хрущевок до дворцов, от маленьких однушек до больших сталинских квартир.

Образовательная программа


Роман Должанский

Мастер-классы можно назвать полупрофессиональными. На урок Дмитрия Брусникина пришли люди, которые работают в театрах и студенты вузов. Но, например, уроки Кулагина и Андрияшкина подойдут не только танцовщикам, но и всем, кто любит танцевать и владеет своим телом. Лидирующие хореографы и режиссеры по пластике дадут много для профессионалов, а для любителей изменят видение танца.

На лекциях стоит побывать всем. Например, Роман Должанский расскажет про театральные термины — site-specific, «иммерсивный театр», «вербатим» — которые появились недавно и которые употребляют, иногда не понимая значения.

«Территория» без Серебренникова

Сложно сказать, какой будет «Территория» в следующем году, поскольку мы живем в сложное время. С арестом Кирилла Серебренникова изменилась вся жизнь современного русского театра, а жизнь фестиваля, имя которому придумал Кирилл — тем более.

Первая протестная реакция, которая возникла после того, как его взяли под стражу — отменить все. Но потом мы подумали, что важно продолжать проект, важно привезти его спектакли из Латвии, важно пригласить людей, которые сделали его премьеру в Штутгарте. Меньше всего Кирилл хотел бы, чтобы проект закрылся, потому что это дело, которое он с Евгением Мироновым, Романом Должанским и Теодором Курентзисом начали одиннадцать лет назад. Главное, чтобы «Территория» оставалась интересной, злободневной, насыщенной и в чем-то провокационной. 

У нас есть традиция — фестиваль начинается со встречи арт-дирекции со студентами. В этом году Кирилл не смог бы присутствовать на этой встрече, потому что должен был в это время ставить спектакль в Германии. Он заранее написал письмо студентам, когда еще был на свободе и никто не знал, что так развернутся события. Мы опубликовали его письмо, и оно оказалось безумно актуальным. Он писал, что театр — это опасное занятие, и советовал десять раз подумать о том, хватит ли у студентов смелости, чтобы заниматься современным театром. Нам, если честно, очень тяжело без него.


Программа «Территории» в Ельцин Центре

30 ноября

15:00 спектакль-квест «В гостях. Европа»

17:00 видеопоказ «Шекспир. Лабиринт»

19:00 видеопоказ «VSPRS»

20:00 спектакль-квест «В гостях. Европа»

1 декабря

11:00 мастер-класс хореографа Александра Андрияшкина

15:00 спектакль-квест «В гостях. Европа»

17:00 лекция Елены Смородиновой: «Реальность как источник театральности»

19:00 спектакль «the_Marusya»

19:00 видеопоказ «Враг народа»

20:00 спектакль-квест «В гостях. Европа»

2 декабря

11:00 мастер-класс хореографа и танцовщика Евгения Кулагина

15:00 спектакль-квест «В гостях. Европа»

16:00 Роман Должанский: «Новые театральные термины»

19:00 спектакль «the_Marusya»

19:00 видеопоказ «Rausch»

20:00 спектакль-квест «В гостях. Европа»

3 декабря

15:00 спектакль-квест «В гостях. Европа»

17:00 лекция Алексея Киселева: «Иммерсивный театр. Новые правила игры»

19:00 ITMOI



1 Декабря 2017

Источник:

The Village Екатеринбург