En

Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина

О том, какое отражение в экспозиции нашли любовь Брусникина футболу и «Трем мушкетерам», переполненный багажник его автомобиля и фирменная жареная картошка, рассказывает куратор художник Ксения Перетрухина.

Выставка памяти Дмитрия Брусникина «Человек размером с дом» открылась в образовательном центре Музея современного искусства в Ермолаевском переулке 22 октября. Все, что нужно о ней знать, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Студент Московского института электронной техники Дима Брусникин пошел на приемные экзамены в Щепкинское за компанию, но выяснилось, что у него талант. Через два года его были готовы принять три театральных вуза. Он выбрал Школу-студию МХАТ — тогда курс набирал легендарный Олег Ефремов. После окончания в 1982 году он поступил в труппу МХТ имени А.П. Чехова, совмещая службу в театре с преподаванием в школе-студии. Вместе с Романом Козаком в 1999-м Брусникин набрал свой первый курс как руководитель, его выпускниками стали Дарья Мороз, Александра Урсуляк и Сергей Лазарев.

Дмитрий Брусникин играл в кино и театре, выступал в роли театрального и кинорежиссера, но постепенно его главным делом стала педагогика. Театр «Мастерская Дмитрия Брусникина» открылся на базе его курса во МХАТе. Брусникинцы быстро завоевали любовь всей Москвы — спектакли молодого талантливого театра шли на многих сценах столицы. В 2017 году «Мастерская» стала резидентом театра «Практика», а в августе 2018-го Брусникин стал его худруком.

Его не стало через два дня после назначения. Этот уход стал неожиданностью и огромной потерей для всего театрального сообщества. Сегодня брусникинцы продолжают дело своего мастера, воплощая его идеи, в том числе и на сцене «Практики», которой сегодня руководит вдова Дмитрия Владимировича режиссер Марина Брусникина.

«Важно, чтобы эта выставка стала значительным шагом в понимании того, что он был не просто красивым мужчиной и личностью, которую любили. Он был культуртрегером, педагогом, оставившим свою систему и наследие, которое нужно изучить и пользоваться, чтобы мир стал лучше. Мне кажется, это такой герой XXI века, очень сильно отличающийся от того, что нам оставил век XX», — рассказывает Ксения Перетрухина, куратор выставки.

Добрый великан

Название выставки — «Человек размером с дом» — отражает ее устройство: она полностью занимает здание образовательного центра музея. Последний, пятый этаж венчает видеоинсталляция «Голова великана», собравшая съемки разных лет. В фрагментах видео Дмитрий Брусникин предстает перед нами во время бесед со студентами и зрителями, работы на сцене.

Образ великана пришел из восприятия Брусникина окружающими: он всегда выделялся из толпы — красивый высокий гигант ростом под два метра с густой бородой и пышной копной волос. Он все делал неторопливо, но всегда основательно.

«Дима никогда не торопился и всюду успевал, и делал это феноменальным образом. Он заходил в комнату последним и занимал лучшее место — он был в невероятной гармонии со временем», — вспоминает Ксения Перетрухина.

Комната воспоминаний

Документальный спектакль 2016 года «До и после» стал одной из последних работ Дмитрия Брусникина. Четыре месяца молодые актеры театра «Мастерская Дмитрия Брусникина» ходили в гости к старшим товарищам, родившимся в 1930-е и 1940-е. Собранные брусникинцами истории актеров, посвятивших жизнь театру, драматург Михаил Дурненков преобразовал в документальные пьесы, а Ксения Перетрухина воссоздала интерьеры квартир рассказчиков. Переходя из квартиры в квартиру, зрители слушали брусникинцев, перевоплотившихся в своих героев. Премьера «До и после» состоялась на фестивале «Территория».

Ксения Перетрухина отмечает, что вся выставка «Человек размером с дом» эстетически выходит из спектакля. «Для меня и для Димы там состоялись очень важные смыслы. Это идеальный в своей простоте проект о ценности человеческой жизни как таковой, независимо от успеха» — говорит она.

Длинный деревянный стол, стоящий в центре комнаты, пришел из «До и после» — воспоминания в спектакле звучали во время чаепития. В пространстве выставки за столом будут собираться друзья Брусникина и делиться воспоминаниями о нем. Все встречи будут записываться на видео.

В стенах комнаты множество дверей, за каждой — предметы и связанные с ними истории из жизни Брусникина. Одна из первых — «Грибник».

«Когда мы думали, как описать Брусникина, сразу возник образ грибника, — рассказывает Ксения Перетрухина. — Он не охотник, он именно грибник: человечество — это грибница, а театр проявляет связи между людьми. Брусникин был настоящим грибником. За дверью есть палатка, там Дима читает стихи Левитанского. Палатка стоит в лесу, где раздается свист: когда Брусникин находил белый гриб, он насвистывал мелодии. Теперь эти мелодии насвистели его ученики и студенты».

Дверца с изображением машины — портал в «бездонный брусникинский багажник», о котором слагали легенды. Машины были страстью Дмитрия Владимировича, а в его багажнике всегда можно было найти что-нибудь нужное. За дверью с надписью «Дрюша» скрывается история о собаке, подаренной сыну Брусникина Андреем Мягковым, а в «Не слишком уважаемом шкафу» висит одежда мастера, которую до сих пор носят его студенты.

Один человек — две истории жизни

У Брусникина две биографии — официальная и субъективная, и обе присутствуют на выставке в зале под названием «Лаборатория изучения». И если первая, состоящая из мест, дат и фактов, уже написана, второй только предстоит появиться. Пока это только наброски — фрагменты интервью, рассказов и воспоминаний людей, которым посчастливилось знать Брусникина. Эта вторая история его жизни будет заполняться в течение всей выставки — на стенах будут появляться новые тексты о режиссере. Между двумя параллелями брусникинской биографии проходит железная дорога, по которой едет маленький заводной паровозик.

«Этот биографический этаж изначально был задуман очень просто: поезд как метафора жизни. Но к Брусникину поезд имеет самое прямое отношение: он всю жизнь путешествовал. Дима очень масштабный, он постоянно куда-то стремился. Он все время куда-то шел, что-то искал: место, театр, новые идеи. Он вообще был такой человек, меряющий землю. Так и родилась идея железной дороги», — рассказывает Ксения Перетрухина.

На подпорках из настоящего бруса — важные даты. Переезд в СССР из Потсдама, где Дмитрий Брусникин родился в семье военнослужащего, первый класс, начало занятий в студенческом театре, академический отпуск в МИЭТе и поступление на актерский факультет Школы-студии МХАТ, свадьба с однокурсницей Мариной и первые спектакли. Поезд жизни едет мимо черно-белых фотографий — профессиональных кадров из театров и снимков из архивов друзей и семьи. Тексты рядом с фотографиями еще будут появляться — пазл воспоминаний будет собираться до 17 ноября, дня рождения героя выставки.

17 мячей и «Три мушкетера»

С самого детства Брусникин любил футбол — был нападающим в команде и страстным болельщиком. Демьян Борисович, Брус, Димочка, Митька, Димуля — десятки прозвищ давали ему друзья. 17 самых ярких и необычных имен авторы выставки написали на футбольных мячах и поместили их в комнате «Спящий великан», посвященной увлечению Брусникина спортом. В павильоне с маленьким полем с зеленой травой и именными мячами — истории о футболисте Дмитрии Брусникине. О том, как свои 50 он встречал на матче Россия — Израиль в Тель-Авиве, о его любви «красиво играть», о том, что он был «футбольным интеллектуалом» и «классно играл в футбол».

Еще одной страстью Брусникина были книги. Он читал всегда и везде. Актера и режиссера всегда помнят с книгой, но с какой именно — не скажет никто. Его любимым произведением были «Три мушкетера» Дюма. Роман стал основой перформанса, который будет проходить целый месяц в библиотеке музея: каждый день в назначенное время ученики, друзья и коллеги Брусникина будут читать по одной главе.

Наполеон и жареная картошка

«Он умел заводить глубокие отношения, умел сходиться с людьми, был очень заботливым, памятливым и внимательным. Мне было важно показать, что он не только интеллектуальный и духовный человек, он еще и земной. Он воплощал в себе единство тела и духа. Предпочитал простую домашнюю еду», — вспоминает о режиссере куратор выставки.

Брусникин любил жареную картошку. Готовил ее сам, нарезая кубиками. Он был неприхотливым в еде — вторым любимым блюдом был домашний торт наполеон с заварным кремом, посыпанный сверху крошкой. Оба любимых блюда Брусникина, кстати, на протяжении всей выставки готовят в кафе музея на первом этаже.

В баре, расположенном в «Голове великана», есть два напитка с брусникинскими названиями: «Тюри-пури» и «Дружочек». «Тюри-пури» — педагогический термин Брусникина, которым он обозначал все незначимое. Он все делил на две кучки: важное и все остальное — тюри-пури. Так он объяснял студентам недостатки их работ. Второй коктейль получил название в честь одного из любимых словечек Брусникина — «Дружочек».

«Мне важно, что тут есть и картошка, и анекдоты, — говорит Ксения Перетрухина. — Восприятие человека в его целостности — это как раз, мне кажется, то, что Дима практиковал. И он сам был таким. Нужно понять, что это не анекдот, что Брусникин не милаха, что это его метод — обнимать и разрешать. Это его стратегия, и она работает. У него была потрясающе интересная мастерская — он набрал необычных, не красавцев. Набрал личностей и сохранил личности. Как он это сделал — вот про это выставка. Остальное — тюри-пури».





































































29 Октября 2019

Источник:

Официальный сайт Мэра Москвы