En

Гид: Территория-2019

Что смотреть на XIV Международном фестивале-школе современного искусства

C 10 по 24 октября 2019 года в Москве проходит фестиваль «Территория», объединяющий актуальные мультижанровые проекты со всего мира. На этот раз в нем участвуют спектакли из России, Великобритании, Франции, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов и Литвы – драматические, танцевальные и даже оперные, а их в программе «Территории» не было довольно давно. Кроме того, в рамках фестиваля в ММОМА откроются две выставки: экспозиция Йоко Оно «Небо всегда ясное» и посвящение Дмитрию Брусникину «Человек размером с дом». А мы предлагаем свой топ-7 фестивальных событий, которые никак нельзя пропускать.


Русалка, режиссер Тимофей Кулябин, Россия

Большой театр, Новая сцена, 9–13 октября


Экспансия Тимофея Кулябина в московских театрах продолжается: его «Иванов» в Театре Наций радует нас уже не первый год, скоро ожидается постановка в «Сатириконе», а пока смотрим одну из главных премьер сезона в Большом – авторскую вариацию знаменитой оперы Антонина Дворжака. 
Сюжет «Русалки» отлично знаком всем и по славянским преданиям о подводных девах, страдающим от несчастной любви, и по сказке Андерсена «Русалочка», но Кулябин ловко переиначивает его, перекидывая мостик из современности в мифологически-романтический параллельный мир. Не выдержав испытания действительностью, героиня пытается убежать от нее и оказывается внутри фантасмагории, где все преломляется по-своему, так что настраивайтесь на чувственное зрелище в эффектных «раздвоенных» декорациях под аккомпанемент прекрасных голосов и волшебной музыки Дворжака.


Сайгон, режиссер Каролин Нгуен, Франция

РАМТ, 10–11 октября


Постколониальный Вьетнам, трагедии его жителей, чья жизнь раскололась на «до» и «после» Индокитайской войны, тоска по родине – через все это прошло старшее поколение семьи Каролин Нгуен, так что «Сайгон» – это во многом личное, почти интимное ее высказывание. Поставлен он по мотивам реальных биографий, сплетен из множества сюжетных линий, живет в двух пространствах и временах – Вьетнаме середины 1950-х и Париже 1996-го и звучит на двух языках – французском и вьетнамском.

А еще «Сайгон» – это название ресторанчика на одной из парижских улиц, куда люди, навсегда разлученные с домом, приходят поговорить на родном языке, спеть песни о любви, помечтать о несбыточном и вспомнить все, через что им довелось пройти…


Вакуум, хореограф Филипп Сэр, Швейцария

Филиал Театр Пушкина, 10–12 октября


Тело как инструмент художника, обманчивая пустота, прячущая в себе невероятную энергию и мощь, игра света и тени и оптические иллюзии в сочетании с пластичностью на грани фантастики – все это «Вакуум», танцевальный перформанс для двух актеров и визуальный эксперимент, отправляющий в путешествие по истории искусства от ренессансной живописи до фотографии.

Стоит знать, что «Вакуум» является заключительной частью концептуальной трилогии Филиппа Сэра, первые две – «Затемнение» и «Неоны» – были реализованы несколько лет назад, и «Затемнение» также покажут на «Территории» вместе с «Вакуумом», не вживую, правда, а в видеоверсии, но впечатления все равно обещают быть сильнейшими.


Косой дождь, хореограф Гильерме Ботело, Швейцария

Театр имени Моссовета, 15–16 октября 


Шестьдесят минут непрерывного движения: бегом, ползком, перекатываясь, падая и вставая, танцовщики на сцене устремлены к чему-то невидимому, неведомому, но, наверное, очень важному, если они так упорно продолжают свой безостановочный путь. 

Что их гонит вперед, неизвестно: то ли сама энергия жизни, то ли некая загадочная стихия, то ли высокая цель? – зрителю, постепенно погружающемуся в транс от этого завораживающего действа, самому предстоит поискать ответ на вопрос. Только учтите – логика тут бессильна, она просто отступает перед всей этой красотой, на которую хочется смотреть бесконечно – как на дождь, хлещущий с неба и очищающий все вокруг…


Медея, режиссер Саймон Стоун, Нидерланды

Театриум на Серпуховке, 16–17 октября


Если вам некогда читать одноименную трагедию Еврипида, найдите в Сети миф о Медее – древнегреческой царевне, возлюбленной аргонавта Ясона, в ответ на его измену решившейся на страшную месть... 

Столетия спустя, в 1995 году, новой Медеей стала американка Дебора Грин из Миссури: в процессе развода она потеряла контроль над собой и подожгла дом, где в этот момент находились ее дети. А в 2014-м феноменально талантливый молодой австралиец Саймон Стоун создал свою «Медею» – историю об успешной, амбициозной, благополучной Анне, чья психика дает крен, когда она узнает об измене мужа, что приводит к развязке не менее страшной, чем у ее прототипов.


Октавия. Трепанация, режиссер Борис Юхананов, Россия

Электротеатр Станиславский, 17–19 октября


Огромная голова Ленина в лавровом венке, терракотовая армия безголовых китайских воинов, арии в исполнении воинственных красноармейцев, инфернальная колесница, устремленная, кажется, прямо в царство Аида, тексты Троцкого о Владимире Ильиче и Сенеки о Нероне, положенные на музыку Дмитрия Курляндского, – вот лишь малая часть того, что нас ждет на московской премьере оперы, ставшей первым опытом копродукции престижного фестиваля Holland Festival, и российского театра. 

Ее международный дебют состоялся в 2017 году в Амстердаме, в его главном концертном зале Muziekgebouw, теперь, два года спустя, «Октавия. Трепанация» предстанет в Москве в специальной версии – гарантируем, будет незабываемо!


Цинк (Zn), режиссер Эймунтас Някрошюс, Литва

Театр Наций, 23–24 октября


«Цинк (Zn)», поставленный по мотивам документальных книг Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва», стал одной из последних работ выдающегося мастера Эймунтаса Някрошюса, ушедшего из жизни год назад.

Этот пронизанный живой болью и состраданием спектакль отправляет нас в закатную эпоху СССР, когда одна за другой разворачивались необратимые трагедии, до сих пор аукающиеся нашей стране. Сразу предупредим: зрителю здесь предстоит большой напряженный труд ума и души, пощады не ждите. Память о печальном прошлом – немалый труд, но настоящее и будущее без этого невозможны.

9 Октября 2019

Источник:

The Vanderlust