En

Мрачная антиутопия в обертке эротического триллера: в «Гоголь-центре» показали новый спектакль Серебренникова

Мрачная антиутопия в обертке эротического триллера: в «Гоголь-центре» показали новый спектакль Серебренникова

«Ближний город» — свежий спектакль Кирилла Серебренникова из Риги. В Латвийском национальном театре уже четвертый по счету. Начинал он там с «Мертвых душ», которые потом режиссер перенес в родной «Гоголь-центр». На этой же сцене на неделе показывали его скандальную гастроль в рамках закрытия фестиваля «Территория», его же проекта. И снова получается спектакль Серебренникова без Серебренникова в зале.

Символично, что «Ближний город» — это мрачная антиутопия по пьесе известного литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса. Кинематографичное радикальное эссе, страшная сказка про тотальную темноту и кризис современных отношений. Здесь вам и радикализм в стиле Ларса фон Триера и его «Нимфоманки», к примеру. Главная героиня даже чем-то напоминает ту самую, поначалу скромную, Джо в исполнении Шарлотты Генсбур, которая потом пускается во все тяжкие и познает свою сексуальность на стороне. Да, секса, откровенных полароидных снимков здесь достаточно — даже БДСМ и все необходимые атрибуты на месте.

Если смотреть на обертку, то это прямо эротический триллер, где задействованы проститутки, следователи, бандиты, маньяки и безмолвные призраки. Ружье по-чеховски тоже на сцене, и оно выстрелит, и еще как. На самом деле этот современный спектакль, в котором много спецэффектов, видео, динамики и вызывающими для консервативной аудитории моментов, — очень тонкий, тихий и какой-то даже монотонный внутри.

«Ближний город» — сказание про серых людей, про одиночество и неспособность быть рядом с кем-то, неспособность к эмпатии. Все ложь и самообман, отношения всех достали, люди теперь ищут эмоций на стороне. А там такое: сами заказывают проститукам сценарии поизвращенее. Букет счастья для них в новизне, в чем-то неиспытаном. Вот и выходит вечная погоня в ожидании Годо.


Главные герои — супружеская пара из типичного городка, они вроде бы счастливы вместе уже 15 лет. Но вот сначала муж повадился в ближний город и стал еще счастливее. Потом туда же подтянулась жена и нашла приключений на душу и тело. В итоге и получается круговое саморазрушение, распад отношений, распад связей, распад всего вокруг.

Этот город счастья вроде бы такой близкий, но, оказывается, далекий. Счастье недостижимо — это главная истина. В общем, все по Сплину: «люди ночами делают новых людей, В светло-серых дворцах из стекла и бетона». И все. Скрепы? О чем вы? Их давно нет. А вокру —  темнота. Или тишина, взятая за основу. И бороться бесполезно. Только вот так, просвещением. Иначе до криминала и крови один шаг.

Вывод один: в темноту нельзя стрелять, ее нужно высвечивать. Это — главная цитата из этого спектакля. Это и пытался сделать Кирилл Серебренников в свой максимально провидческой постановке. 

Фото: сайт «Гоголь-центра»

26 Октября 2017

Источник:

Телеканал ДОЖДЬ / Денис Катаев