En

Шекспир, Чехов и Алексей Житковский

В городском драмтеатре, наконец, состоялась премьера «Горки» по пьесе нашего земляка Алексея Житковского. 
За два года история из жизни провинциального детсада  буквально захватила отечественную сцену: сейчас она  идет в десяти театрах, до конца сезона ожидаются еще пять премьер, среди них есть зарубежные. А еще читки (в  том числе в США) и эскизы. 
В Нижневартовске тоже начали с эскиза. Его в рамках режиссерской лаборатории «Новые смыслы» фестиваля «Территория» в июне 2019 года поставил Иван Миневцев. У нас такие лаборатории пока в новинку, а для российского театрального процесса, если и не мейн-стрим, то какой-то «другой путь», на котором многие ищут и находят. Здесь название само за себя говорит: это тренировочный зал, мастерская театра. Молодые режиссеры экспериментируют, опробуют техники и методы. Не всегда их эксперименты вырастают в спектакли, но часто бывают хорошим тренингом для самих творцов и для зрителей. Первые нащупывают скрытые возможности, вторые наблюдают со стороны и даже дают оценку, порой решая судьбу работы.  
Нижневартовскую «Горку» среди трех эскизов выбрали как раз зрители. И по условиям проекта режиссер Иван Миневцев и художник Варвара Иваник сделали спектакль. На сцену выпустили черно-белую историю о вечной русской зиме. Жанр спектакля авторы определили как притчу, которая предполагает иносказательность и эзопов язык. Поэтому не удивительно, что едва ли не более всего театралы говорили о медведе. Такого персонажа в пьесе нет. Но в спектакле мишка трижды тенью прошел за занавесом и изначально во время октябрьских репетиций показался просто символом тайги, где он хозяин. К премьере историю расширили: в предфинальной сцене медведь обнимал героиню и уносил ее на руках. Огромную ростовую куклу специально заказывали в Москве. Этот фрагмент расширил толкование символа: медведь вырос до тотема-хранителя. Кстати, в минувшие выходные прошла премьера «Горки» на Дальнем Востоке. Интересно, выпустили ли там на сцену тигра? Между тем, для Нижневартовска это очень  точный образ, ведь пьеса Алексея Житковского о любви и одиночестве, желании быть под защитой, о человеческой юдоли и задавленности никому не нужными нормами. Здесь построить горку в детсаду или организовать утренник сродни подвигу. Замерзнуть, как герой войны генерал Карбышев, но не сдаться, построить. Подвиг каждый день. Не праздник, а подвиг. Вся жизнь, как преодоление себя. 
- А нужно просто жить, - рассказывает об идее спектакля режиссер Иван Миневцев. -  Не хочется, чтобы страна и общество нуждались в героях. Хочется, чтобы люди жили человеческую жизнь, чтобы любили и были любимыми. А героизм - это проблема нездорового общества. Не нужно волевым усилием строить горку, издеваться над собой. Хочется, чтобы все были людьми.
Вообще, отвести ребенка утром в садик в минус 40 - есть в этом что-то от подвига. И хотя история универсальная, считываемая в любом российском регионе, для Нижневартовска пьеса и спектакль очень родные. Там все реалии - и формальные, и содержательные - знакомы и понятны почти без объяснений. 
Для меня очень важно, что это пьеса Алексея Житковского. Название «Парень из нашего города» было бы приговором для статьи, но все объяснило читателям. Это история, как становятся знаменитыми. А знаменитым Алексей стал и на моих глазах тоже. Впервые встретились мы лет 5-6 назад. Это даже знакомством не назовешь. Леша работал режиссером монтажа на городском телеканале. Он не рассказывал, что  пишет пьесы. Просто работал, потом уволился. Дальнейшие новости я узнавал из интернета и соцсетей. Алексей окончил сценарный факультет ВГИКа и стал удивлять город своими проектами: читки, кинопоказы, встречи. Когда Житковского вдруг стали называть «драматург» - это улыбнуло. Да и сам Алексей, когда мы встречались на съемках, осторожно относился к новой должности. А потом пришла слава. В официальную биографию уже вошли звонок Виктора Сухорукова, участие в лабораториях, сотрудничество с театрами и премьеры по всей стране. Алексей стал знаменитым, а я начал ставить титр «драматург» уже без всяких сомнений, потому что так оно и есть. Периодически я гощу на его страничке в фейсбуке, где автор очень ярко высказывается. Не со всем я согласен, но читаю и почти всегда комментирую. Это талант: Житковский умеет провоцировать полемику.
Успех «Горки» - самой востребованной пока пьесы Алексея - был  подготовлен здесь, в Нижневартовске, где состоялась первая читка (кстати, с актерами драмтеатра). Потом был фестиваль молодой драматургии «Любимовка», где ее узнало российское театральное сообщество, потом посыпались премьеры. Но сначала  было умение наблюдать, фотографировать реальность (Алексей еще и обучает детей фотоискусству), а где-то собирать подробности по крупицам, чтобы потом складывать из них мозаику. 
- Был очень богатый материал, фактура, которую я наблюдал почти каждый день, - рассказал драматург. - У меня дети ходили и ходят в садик, и было очень много историй, такая нота была: и юморная, и трагичная. Чтобы ее не потерять, я решил быстренько все записать. И вот теперь идет спектакль.   
Пьесы Житковского очень разные. Впечатления и образы он, как фокусник, достает откуда только можно: из увлечения американским баскетболом, из подшивки старых хантыйских газет, из общения с репрессированными. И в них очень зыбкая грань документальности. Иногда сложно понять, что выдумано, а что скопировано. Первое почти равно второму. И тому, и другому веришь одинаково. Так было с «Горкой». Поэтому она легла, заскользила. И все сейчас ее штурмуют.
- Эту пьесу все знают, что уже немаловажно, - говорит известный театральный критик Павел Руднев. - Для современной пьесы это неочевидная вещь. Представьте, что какие-то люди, не обязательно специалисты, знают, что есть Шекспир, Чехов и Алексей Житковский. А тайна в том, как драматург говорит о сегодняшнем дне.
И ведь вниманием пользуется не только «Горка». Пьесы «Экзамен» и «Охота на крыс» недавно победили в конкурсе «Исходное событие, ХХI век». В Казани готовятся к читке «Коби Брайанта», а в Москве Марина Брусникина репетирует с Михаилом и Николаем Ефремовыми «Посадить дерево», премьера в январе 2020 года. По сценариям Алексея сняли два фильма: «Исповедь мизантропа» и «Звезды» (тот самый, с Сухоруковым). Если от моих слов веет монументальностью, почитайте Житковского в том же фейсбуке. Увидите человека озадаченного, иногда расстроенного и часто вопрошающего. Алексей неохотно дает интервью, хотя это часть жизни публичного человека. Может быть, не те вопросы задают? Это ведь тоже искусство. 
Современная драматургия - материя сложная. Невозможно прогнозировать, что останется на сцене на века, а что блеснет и погаснет. Вероятно, так же думали про «Горе от ума» или «Ревизора». Как отметил тот же Павел Руднев, «драматургия для того и существует, чтобы сканировать реальность и пытаться выстроить из нее художественный образ, который запомнится. Культура - это архив памяти. Мы не запоминаем каждую секунду  нашей жизни, но можно этот архив всякий раз распаковать и вновь обратиться к пьесе».
«Горка» отныне будет идти в нашем драмтеатре. У спектакля был непростой репетиционный период. Теперь ему нужно расправить крылья, привыкнуть к почти родной сцене. Приходите посмотреть: это очень смешно, очень грустно и очень знакомо.
26 Ноября 2019

Источник:

Ugra-news