En

«Соло Мег Стюарт»: собственное тело как живой архив

Легендарная хореограф впервые в России.

Мег Стюарт — одна из тех хореографов, чье имя на протяжении последних десятилетий регулярно упоминается в танцевальном сообществе. Она ставила Remote для Михаила Барышникова, удостоилась «Золотого льва» Венецианской биеннале за заслуги в искусстве и пробовала совершенно все — от масштабных театральных постановок до видеоинсталляций. Правда многим в России приходилось в разговоре о Стюарт притворяться, что они что-то видели, чтобы не выглядеть глупо. Никогда прежде Мег в нашей стране не была. Наконец, в рамках фестиваля «Территория», недоразумение исправлено, историческое событие случилось — в Москве проходят показы «Соло Мег Стюарт» — своего рода Greatest Hits работ разных периодов хореографа.

Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


Выступление базируется на принципе самоанализа — на сцене лично Стюарт презентует зрителю в каком-то смысле антологию своего творчества: откуда пришла, где пребывает сейчас и куда собирается двигаться дальше. Четыре очень разных работы объединило тяготение к строгости, глубина исследования и универсальность хореографического языка.

Начинает свое соло Стюарт с «Атари» — работы, построенной на импровизации. Здесь она исследует физические и эмоциональные состояния, а также — воспоминания о них. Перемещаясь между зрителями, Мег переосмысляет себя, ища новые контексты для перформативного акта и новые территории для танца. При этом, после контакта с залом, она отваживается на монолог движения, исследуя повседневные жесты и физические условия. Так, представленная работа становится лучшим способом познакомиться с легендой — это очень близкий доступ к одной из самых влиятельных фигур современной хореографии.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


Переходя ко второй работе «Я передумала», Мег предстает уже в качестве исследователя взаимосвязи между танцем, произносимым словом и театром. Здесь отчетливо проявляется готовность Мег позволить отдельным движениям стоять в одиночестве, не обслуживать друг друга — каждый жест самодостаточен.

Когда очередь доходит до третьей работы «XXX для Арлин и коллег» становится наглядным центральный объект изучения Стюарт — не столько движение, сколько само тело. Каждый ее танец в первую очередь одержим интересом к человеческому телу, его пределам и возможностям, связью между мыслью и движением. Здесь уже можно увидеть, как тело у Стюарт наделяется способностью запоминать и забывать, что станет краеугольным камнем в следующей, финальной работе вечера.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


Во «Все песни спеты» в хореографии разгорается пламя страсти, подпитываемое жизненной силой, ритмом и впечатляющим атлетизмом. Большинство движений кажутся спонтанными и случайным, но они жестко поставлены. Однако к финалу исполнительница замирает словно скульптура. Это замедление и постоянные остановки — своего рода переходы от исследования любви к исследованию потери, от анализа привязанности к изучению отторгнутости.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


Так, несмотря на видимую стихийность и перформативность хореографии, становится понятно, насколько для Стюарт важна тема анализа, изучения и планирования. Каждый номер переработан чувственно и глубоко обдуман. Хореограф предлагает взглянуть на танец как на субъективный опыт. Выходя лично на сцену, Мег становится не просто исполнителем, но и персонажем с предысторией. Предысторией, которая выходит за пределы «здесь и сейчас» живого выступления.

И вот мы уже видим Стюарт не как легендарного хореографа, а как простую женщину в возрасте 50 лет. Женщину, знакомую с одиночеством. Женщину, которая ищет любви и смысла. На пути у нее возникают светлые моменты, где-то даже забавные и умилительные, но неизбежно сохраняется общая атмосфера мрака. Этот мрак заполнен вопросами, которые исполнительница оставляет без ответа. У нее нет намерения объяснять и рассказывать истории. Она берет свое собственное тело и преподносит его как живой архив личного опыта.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. В 2019 году фестиваль реализуется в рамках Национального проекта «Культура». Генеральный партнер фестиваля – Фонд Михаила Прохорова. Официальные партнеры – ПАО «Полюс», ПАО «НОВАТЭК». Партнер образовательной программы и спецпроекта «Арт-лаборатории» – ПАО «СИБУР».

20 Октября 2019

Источник:

Ваш Досуг