En

«Территориальные» преимущества

Каждый год осенью Москва если и не превращается в театральную столицу мира, то, по крайней мере, всерьёз претендует на это звание. Дело в том, что, несмотря на плохую погоду (или, наоборот, именно благодаря ей), в столице наступает сезон театральных фестивалей. Длится он обычно до начала зимы, чтобы потом с помощью «Золотой Маски» расцвести полным цветом уже по весне. Первой открывает большой театральный марафон «Территория». Подробнее о её программе-2019 и о том, чего никак нельзя пропустить, — театровед и куратор Ника Пархомовская.

Must—see

В программе нынешней «Территории» немало интересного, но есть в ней минимум два спектакля, которые никак нельзя пропустить, даже если ради них придётся на время бросить любимую работу, любимый диван и любимого человека. Речь о «Пяти лёгких пьесах» Мило Рау (Центр имени Вс. Мейерхольда, 14 и 15 октября) и «Медее» Саймона Стоуна (Театриум на Серпуховке, 16 и 17 октября). И если про второго продвинутым столичным зрителям уже всё более или менее понятно — в 2019-м он стал настоящим героем российского театрального сезона, завоевав невиданное количество поклонников своими базельскими «Тремя сёстрами» и венским «Йуном Габриэлем Боркманом», — то с первым отношения у нашей публики складываются довольно-таки странные.

Во-первых, швейцарец Рау уже который год не может приехать в Россию — даже на гастроли собственных спектаклей. Дело в том, что после документальной постановки о «московских процессах», посвящённой судам над деятелями совриска, въезд в нашу страну ему запрещён, и даже Европейскую театральную премию в номинации «Театральная реальность», которую режиссёру присудили в прошлом году, он вынужден был получить не лично на сцене Александринки, а онлайн. В 2019-м справедливость отчасти восторжествовала, поскольку в рамках второго важнейшего осеннего фестиваля («Нового Европейского Театра») в ноябре именно на бывшей императорской сцене покажут самый острый на данный момент спектакль Рау «Репетиция. Истории театра». Однако саму ситуацию с регулярной невыдачей ему визы иначе как абсурдной не назовёшь.

Между тем Мило Рау сейчас, пожалуй, режиссёр номер один в области социального театра. Он уже много лет ставит документальные спектакли не просто на злободневные темы, но пытается разрешить непреодолимые конфликты, привлечь внимание к замалчиваемым темам, обостряет и проблематизирует в то время, как другие уходят от серьёзных тем и ответственности. Когда в прошлом году его назначили художественным руководителем городского театра бельгийского Гента, он первым делом опубликовал манифест, в котором говорилось, что театр должен не отражать, а преображать мир. Также там постулировались отказ от постановок классики, необходимость работы с непрофессионалами и то, что как минимум один спектакль за сезон должен репетироваться или ставиться в зоне военных действий.

Постановки собственной театральной компании Рау, называющейся ни много ни мало Международным институтом политического убийства (International Institute of Political Murder), всегда основаны на реальных событиях и их реконструкции. Так, «Пять лёгких пьес», которые предстоит увидеть московским зрителям, — это спектакль с участием подростков, которые «разыгрывают» биографию маньяка Марка Дютру. Казалось бы, не самая подходящая для неокрепших тел, умов и сердец тема, но Мило Рау умеет не «использовать» своих актёров, а говорить о насилии — без насилия, внятно и в то же время человечно. Думаю, подростки были выбраны им на роли «исполнителей» этой истории отнюдь не случайно: именно с их категорической верой в жизнь и будущее, с их максимализмом и нежеланием принимать мир таким, какой он есть, только и можно говорить о подобных преступлениях. История маньяка в их простом, даже лапидарном изложении превращается в историю всей Бельгии, а название «Пять лёгких пьес» из ироничного становится одновременно и актуальным, и брутальным. Хотя, конечно, этот спектакль театрального активиста и акциониста Рау ни при каком раскладе лёгким не назовёшь.

Впрочем, второй гвоздь программы «Территории» тоже не для слабонервных. Столь полюбившийся московской публике австралиец Саймон Стоун не просто переписал (как он это любит и умеет делать в совершенстве) пьесу Еврипида и перенёс действие древнегреческого мифа про Медею в наши дни, но обратился к реальной истории реальной американки, уничтожившей из ревности свою семью и свой дом. Прототип его Медеи, Дебора Грин, полгода травившая мужа ядом и в итоге отправившая на тот свет двух детей от второго брака, до сих пор сидит в тюрьме, а актриса, сыгравшая её роль, Марике Хебинк, ещё в 2015-м получила нидерландскую театральную премию Theo d’Or. Сам же Стоун со времён своей первой «Медеи» обращался к этому сюжету неоднократно, в том числе совсем недавно, на Зальцбургском фестивале, где он поставил одноимённую оперу Луиджи Керубини.

В давнем спектакле, созданном в знаменитом Toneelgroep Amsterdam Иво ван Хове, есть тем не менее все приметы будущих работ Стоуна и фирменные черты его почерка: актуальность, современность, перенос действия не просто в наши дни, но в конкретные обстоятельства с предельно подробным и точным их воспроизведением. Там много видео, много эффектных моментов, много секса и ещё больше боли, потому что, как и Мило Рау, Стоун никого не осуждает, а исследует. Он пытается понять, в чём банальность зла и как человек сходит с ума, почему творит вещи, с точки зрения здравого смысла и общественной морали немыслимые, но ставшие возможными благодаря болезни и искажённой картине мира. И хотя Стоун, как всегда, уверен, что «Бог в мелочах», его спектакль наверняка отзовётся в каждом, кто ищет, любит и сомневается.

Must-dance

Перформативная, или танцевальная, программа «Территории» этого года тоже довольно насыщенна. Но прежде всего в ней хочется отметить два очень разных спектакля двух очень разных художников — живого классика и совершенно незнакомого российскому зрителю бразильца, живущего в Швейцарии. Это, конечно, Мег Стюарт с её «Соло» (Центр имени Вс. Мейерхольда, 18-19 октября) и Гильерме Ботело с его «Косым дождём» (Театр имени Моссовета, 14-15 октября). Обе работы можно безо всякой натяжки отнести к жанру contemporary dance, что, кстати, не так часто случается даже с лучшими из привозимых в Россию танцевальных спектаклей, которые оказываются то современным балетом, то вообще какой-то внежанровой междисциплинарной вампукой. В данном случае всё чисто, прозрачно и чрезвычайно интересно.

Ботело приезжает в Россию впервые и показывает здесь работу, в которой много движения — бессмысленного и не очень — и игры света. Если верить видео, это такой немного «механический» танец, лишённый характеров и персонажей, но объединённый общей идеей и очень конкретным, предельно понятным месседжем про то, что «тот, кто не двигается вперёд, оказывается далеко позади». Если верить критикам и аннотациям, это такой коллективный, групповой транс, одновременно завораживающий и пугающий, вызывающий желание присоединиться и притом ненадолго остановиться вместо того, чтобы стремительно бежать.

Мег Стюрт, едва ли не самую знаменитую из всех современных американских перформеров и хореографов, из ныне живущих сравнимую по масштабу личности разве что с Мередит Монк, волнует, по идее, всё то же самое, что и её менее именитого коллегу. Что нами движет? Как тело откликается на импульсы? Что говорят наши тела? Какой опыт они передают и какими воспоминаниями делятся? Как соотносятся физическая и эмоциональная память? Каковы наши повседневные двигательные паттерны? Стюарт много лет занимается изучением всех этих насущных вопросов и ищет ответы на них вовсе не в словах, но в первую очередь в танце. Её компания Damaged Goods уже больше 20 лет одна из главных в своей области, а сама Мег — символ неутомимых и часто бескомпромиссных творческих поисков.

На «Территории» американка покажет перформанс, состоящий из небольших соло и отрывков разных лет, которые наилучшим образом описывают её творческую концепцию и картину мира (которая у Стюарт, безусловно, есть — и очень важна для понимания того, что она делает в танце). В каком-то смысле это своеобразная энциклопедия или дайджест, позволяющий если не осмыслить весь её огромный вклад в развитие современных перформативных практик, то, по крайней мере, осознать, насколько он велик. Кроме того, в программе фестиваля, который всегда позиционирует себя ещё и как школу (а потому проводит обширную образовательную программу и организует встречи с художниками), важное место занимает мастер-класс Стюарт для профессионалов, куда наверняка соберутся все, кто так или иначе занимается современным танцем.

Must-learn

В этом году у «Территории» не только обширная образовательная программа для студентов, которые набираются по конкурсу со всей России (а иногда даже стран СНГ и Балтии), но ещё и цикл крайне интересных публичных лекций и встреч под кураторством театрального критика Дины Годер. Все они так или иначе посвящены теме тела: «Тело в театре и в обществе», «Тело в театре новых технологий», «Подростковое тело в искусстве, театре, социальные табу», «Тело травмы», «Тело голоса», «Тело на войне и в катастрофе». Примечательно, что читать лекции и участвовать в паблик-токах будут не только известные критики, кураторы и театроведы, но и антропологи, танцтерапевты, физиологи и психологи, то есть люди, обычно театральными обсуждениями не охваченные. Думаю, это важный почин, и хочется пожелать, чтобы на следующем — 15-м по счёту — фестивале он обязательно продолжился.


Текст: Ника Пархомовская

10 Октября 2019

Источник:

mastersjournal