En

«Вакуум»: сенсационно пустой перформанс

Две неоновые лампы, два обнаженных тела и никаких законов гравитации.

Очередным событием фестиваля «Территория» стали показы перформанса «Вакуум» в постановке Филиппа Сэра — одного из главных швейцарских хореографов-экспериментаторов.«Вакуум» —тихая танцевальная пьеса, которая временами может казаться неподвижной. В узкой раме, снизу и сверху подсвеченной неоновыми лампами, с акульей пластикой выплывают обнаженные тела двух танцовщиков, которые как будто заперты в темном аквариуме. Они выглядят подвешенными в воздухе, не знающими гравитации, способными легко перемещаться, как в геометрических, так и в гравитационных плоскостях.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


Из тьмы на свет проступают фигуры, снова и снова растворяясь в вакууме, словно дым. Одни и те же повторения. Обостренная звуковая тишина. Зрелище идеально описывается словом «завораживающее». По мере развития, в череде повторений начинают появляться новые формы, ускоряться темп. Отдельные части тела можно разглядывать, как облака, узнавая в очертаниях то искаженные лица, то черепа.


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


Движения танцовщиков предельно собраны, точны и увлекательны, со временем они усложняются в структуре, которая до самого финала остается сенсационно пустой. Только две полоски света, зажатые между ними два тела и немного иллюзорной левитации.

Отдельные высвечиваемые кадры прекрасны своей многозначительностью. В них узнаются образы с полотен Фрэнсиса Бэкона, разве что не достает свойственных Бэкону воспаленности, боли и вины. Однако всю магию разрушила претенциозность. 


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


По сути, перформанс — это выяснение отношений между светом и телом, между телом и тьмой, между полостью и наполненностью. Заданная форма считывается за секунды и остается неизменной до самого финала. Перформанс явно отсылает к экзистенциальной проблематике подвешенности человека в безграничном мраке космоса. Но чем дальше идет развитие, тем больше происходящее походит на шоу, на инсталляцию вокруг оптической иллюзии. 


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


Одной из возможных причин такого эффекта могло стать то, что постановщик так и не решил в каком пространстве он работает — высокой визуальной культуры или массовой поп-зрелищности. В кульминационный момент звенящая и очень точно артикулированная тишина сменяется музыкой барокко. И тут окончательно рушится все интересное, что удалось достичь хореографу. Поскольку выбрано им самое «попсовое» и затертое произведение — «Cold Song» Генри Перселла, еще и в эстрадном, «попсовом» исполнении. Отныне то, что могло перерасти в экзистенциальное размышление о месте человека в мировой пустоте, стало выглядеть амбициозным видеоклипом. И такой финал обиден. Поскольку в перформансе действительно есть задатки нового танца, сладострастного вихря мышечного экспрессионизма, но в какой-то момент изменившие хореографу вкус (как минимум, музыкальный), а также чувство меры и динамики, не принесли ощутимых плодов. Свежая и местами инновационная идея так и осталась запертой в аквариуме ограниченного неоновыми лампами сознания постановщика. 


Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»


Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. В 2019 году фестиваль реализуется в рамках Национального проекта «Культура». Генеральный партнер фестиваля – Фонд Михаила Прохорова. Официальные партнеры – ПАО «Полюс», ПАО «НОВАТЭК». Партнер образовательной программы и спецпроекта «Арт-лаборатории» – ПАО «СИБУР».

12 Октября 2019

Источник:

Ваш Досуг