En

Электра

О событии

18+

Премьера состоялась 14 января 2013 года

Продолжительность спектакля 2.40 с 1 антрактом

Электра – персонаж одного из популярнейших греческих мифов о мести и одна из главных героинь античных трагедий. Дочь микенского царя Агамемнона, она не смогла простить своей матери Клитемнестре убийство отца и вместе с братом Орестом совершила акт возмездия. Первым о судьбе Электры написал в своей трилогии «Орестея» Эсхил. Затем Электра стала главной героиней произведений Софокла и Еврипида и одним из персонажей трагедии Сенеки «Агамемнон». В дальнейшем к мифу об Электре обращались многие авторы нового времени, включая драматургов двадцатого и двадцать первого веков, в том числе Юджин О'Нил, Жан Жироду, Жан-Поль Сартр, Герхарт Гауптман.

Постановка Тимофея Кулябина сближает античную трагедию с традицией психологического театра, лишая миф схематичности и однозначности. На основе текста Еврипида Кулябин вместе с актерами выстраивает свою историю. Режиссеру важно, чтобы герои его спектакля стали живыми, мучающимися, страдающими людьми. В его понимании Электра и Орест, совершив «справедливое» убийство, перестают быть героями и становятся обыкновенными преступниками. Потрясение, которое переживают персонажи Еврипида, совершившие беспрецедентное злодеяние, становится центральным событием спектакля.

Тимофей Кулябин: «Внутри самой пьесы заложен парадокс – герои имеют полное право на убийство матери, оно абсолютно обоснованно, мотивировано и доказано. И в то же время у Еврипида появляется мотив персональной ответственности человека за свои поступки, которые в античной трагедии, как правило, предопределяют боги. У Еврипида же присутствие богов более формально, как и наличие хора и сама "схема" мифа, который теряет свою однозначность, становится объемным. Еврипид делает шаг в сторону "психологизации" своих героев. Совершив убийство матери, Электра и Орест спускаются с котурн, перестают быть героями, превращаясь в банальных убийц. Выражаясь современным языком, происходит "перезагрузка" героев».



«Большой взрыв, бозон Хиггса ("частица-бог"), модель расширяющейся Вселенной, черная дыра – эти понятия поясняются в программках и идут бегущей строкой – как новое знание о мире, в котором нет места Творцу. На табло транслируются цитаты нобелевских лауреатов – от физиков до физиологов, – и все они ставят под сомнение саму идею существования Бога».

«Новые известия»


«Первый акт нарочито ритуален: жесты величественны, голоса монотонны и спокойны. Второй – суетлив и натуралистичен. И именно в этом контрасте рождается энергия подлинности».

«Афиша»

«То, что невозможно оправдать с точки зрения современной морали, оправдано божественной красотой страдания Электры».

«Петербургский театральный журнал»

Команда

  • Режиссер — 2012