En

Репетиция свободы

О событии

Совместный проект Московского музея современного искусства и Международного фестиваля-школы «Территория»

В рамках Московской биеннале современного искусства

Ксения Перетрухина – художник, ведущий двойную деятельность на культурной сцене Москвы. Причем, разумеется, эта двойственность сформирована участниками сцены, а не задана самим художником. Театр и современное искусство принято жестко разделять. Искусство считается авангардом, а театр до сих пор, так или иначе, принято относить к консервативному виду культурного производства. Перетрухина пытается эту ситуацию менять. Ее сотрудничество с театром чаще всего воспринимается как попытка сделать этот вид искусства более прогрессивным и часто становится эталоном, разумеется, в том числе благодаря талантливейшим авторам, с которыми она работает. Перетрухина меняла местами сцену и зрительный зал, сажала зрителей между актерами, раскладывала у них на коленях старые предметы быта, заставляла актеров играть в собственной одежде. Таким образом Перетрухина тестировала театр на готовность переменам, к тому, чтобы отвечать задачам сегодняшнего дня. Как современный художник, Перетрухина исследует влияние массовой культуры на бытовое функционирование современного человека, вычленяет неочевидные навязанные стереотипы, показывает механизмы влияния, и при этом всегда пытается вступить в прямой контакт со зрителем, руководствуясь принципом раннего авангарда, что мир можно изменить, с оговоркой, что лишь изменив каждого отдельного человека.

Персональный проект «Репетиция свободы», который пройдет в Московском Музее Современного искусства на Тверском бульваре, - проект, с одной стороны, аналитический, с другой, основан на профессиональном и личном опыте театрального художника. Здесь есть попытка объединить усилия сразу в двух разных сферах культуры. Этот проект задумывался театральным фестивалем в музее современного искусства, и он полностью отвечает такой коллаборации. Это проект о театре, не важно, современном или нет. О том театре, который до сих пор или снова, или просто видит и воспринимает зритель сегодня. О том, как он его воспринимает, и какие механизмы за этим стоят. О том, как проще анализировать эти механизмы и задавать вопросы театру, начиная с вешалки, и какие стереотипы мешают подходить к проблеме театра критически и делать его по-настоящему соответствующему современности. А еще это проект о зрителе, о том, как его формирует театр, каким образом зритель может вступить с ним в диалог, и какие есть возможности в самом театре, чтобы зритель мог участвовать в переживании опыта совместно с людьми, который театр делают.

«Я смотрю на театр как на один из самых точ ных и эффективных сейчас художественных инструментов. Театр - это бойсовский автобус «прямой демократии», в нем есть то, чего нет, например, у кино или выставки – возможность непосредственного контакта, прямого диалога человека с человеком. Я определяю театр как возможность - у нас есть пространство, два часа времени, мы можем потратить их как нам угодно. Я предлагаю мыслить театр как место, где человек может реализовать и пережить некий опыт, сформировать навык, а потом повторить его за границами театра, в реальной жизни. И самый важный опыт, который в настоящий момент искусство может предложить человеку – это опыт свободы. Свобода – это навык, это способность самостоятельно делать выбор. А навык можно тренировать, или, пользуясь театральным языком – репетировать».

Ксения Перетрухина

Андрей Паршиков



www.mmoma.ru

Команда

  • Автор — 2011