Медиа

Главное на московских театральных фестивалях. Выбор Ольги Федяниной

Судьба осенних театральных фестивалей, которые наряду с репертуарными премьерами определяют афишу первой половины сезона, еще месяц назад выглядела тревожно неопределенной. Министерство культуры отказалось финансово поддерживать фестиваль нового европейского театра NET, банковский кризис поставил под угрозу срыва фестиваль "Территория", программа "Сезона Станиславского" вышла в этом году крайне лаконичной — короче, все афиши менялись и уточнялись до последнего момента. Спасибо меценатам и не сдавшимся организаторам — 1 октября сезон фестивалей открылся, если и не так блистательно, как планировалось, то все же вполне представительно. Ольга Федянина выбрала 12 главных событий фестивальной осени

Сфумато 
Компания L'A./ Рашид Урамдан (Франция)
«Территория»

Французский алжирец хореограф Рашид Урамдан привезет в Москву 75-минутный спектакль, где есть семь танцовщиков, голос Чулпан Хаматовой, экзотическая музыкальная композиция — и, главное, большое разнообразие стихий, которые буквально оккупируют сцену. Туман, ветер и дождь становятся равноправными партнерами актеров. Странно, но факт: поэтичная хореографическая фантазия Урамдана и текст драматурга Сони Кьямбретто родились вовсе не из поэтического, а из политического импульса — спектакль задуман как размышление на тему природных катастроф прошлого, настоящего и будущего, что не мешает ему оставаться зрелищем совершенно завораживающим и проникнутым тревожной атмосферой настоящего саспенса. Ну а посмотреть на то, что талантливый постановщик может сделать с двумя тоннами воды на сцене, всегда увлекательно.

Кому на Руси жить хорошо 
«Гоголь-центр»
«Территория»

Режиссер Кирилл Серебренников, хореограф-постановщик Антон Адасинский и композитор Илья Демуцкий снарядили, кажется, всю труппу "Гоголь-центра" на поиски ответа на некрасовский вопрос. Вообще, как превратить литературный памятник в лихой, но и эпичный road movie, Серебренников знает отлично — совсем недавно у него это получилось с "Мертвыми душами". "Кому на Руси...", разумеется, своего рода продолжение: так сказать, следующий сезон сериала "Русь" после отмены крепостного права. То ли молодым актерам и постановщику удалось найти новый ключ к тексту Некрасова, то ли время по-новому развернуло классические стихи, но в спектакле нет и намека на школьную обязаловку — литературный памятник сошел с постамента и двинулся в народ.

Превращаемые 
Компания Теро Сааринена (Финляндия)
«Территория»

Финский хореограф Теро Сааринен поставил балетную композицию для восьми танцоров — гимн мужскому танцу и мужской пластике. Это очень чувственная композиция, которую можно назвать своего рода "энциклопедией мужского начала" в движении — от "А" как "агрессия", до "Я" как "Я". В промежутке — диапазон сцен и переходов от брутальности к излому, от рациональности к сентиментальности. Все восемь танцовщиков принадлежат разным традициям и школам, поэтому "Превращаемые" — еще и энциклопедия современного танца, или шире, движения как искусства. Здесь то и дело классические поддержки и па встречаются с графичными телесными метафорами а-ля Бежар и с пластикой и ритмом дискотеки: а их сосуществование становится возможным благодаря универсальной в своей современности — или современной в своей универсальности? — музыке Эсы-Пекки Салонена.

Театр наций, 6 октября, 20.00

Три сестры 
Театр «Красный факел» (Новосибирск)
«Территория»

Четыре с половиной часа Чехова, переведенного на язык жестов,— главный режиссер новосибирского театра "Красный факел" и невольный хедлайнер прошедшего сезона, Тимофей Кулябин покажет "Трех сестер", которые одновременно являются и вызовом традиции, и признанием в любви к ней. Лишив чеховских героев речи, но оставив им беззвучное слово, режиссер делает главным героем спектакля сам дом Прозоровых, где вся жизнь его обитателей превращена в изощренный балет, в тщательно выверенную хореографию повседневности. Второй же главный герой этого спектакля — чеховский текст, электронный экран с титрами, без которого не смогут обойтись даже те, кто думает, что знает пьесу наизусть. Между домом и текстом существуют чеховские персонажи — актеры "Красного факела" (за два года действительно освоившие язык жестов) одновременно настолько эксцентричны и достоверны в своем безмолвии, что после премьеры, которая месяц назад состоялась на фестивале "Реальный театр" в Екатеринбурге, неоднократно звучало слово "сенсация".

12 спектаклей осени

2 Октября 2015

Источник:

Коммерсантъ Weekend