Медиа

29 сентября на пресс-конференции в MMOMA состоялась презентация предстоящей программы X фестиваля-школы современного искусства "TERRITORIЯ". О правилах фестиваля рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.
 
Фестиваль "TERRITORIЯ" - один из главных парадов тенденций мира современной культуры. Традиции и провокации шагают нога в ногу, открытия и поиски ответов поют стройными многоголосиями, эксперименты и опыт выстраиваются в крепкие пирамиды, споры и консенсусы приводят к рождению новых проектов, студенты и мастера варятся в одном котле, только присоединившиеся зрители и заядлые театралы со страхом и трепетом наблюдают за маневрами на различных открытых и закрытых творческих полигонах. При неловком движении вероятна травмоопасность, при излишней впечатлительности есть возможность системного внутреннего сбоя, при любом опоздании или пропуске можно за несколько минут сгрызть локти до самых коленей. Фестиваль невозможно загнать в рамки-пределы, но за несколько дней до старта самое время попытаться сформулировать правила, о которых стоит помнить, чтобы пройти по территории свободы с наибольшим комфортом и наименьшими потерями.
 
Здесь расцветают все цветы. Лекции, перформансы, музыка, мастер-классы, драматический театр, выставки, современный танец, спецпроекты, эскизы, видеопоказы. 2 - 10 октября 2015-го года. Одно сливается с другим, третье переходит в четвертое, пятое притягивает шестое. Персональный маршрут лучше формировать заранее, чтобы успеть и в штаб-квартиру фестиваля - Театр Наций, и в ММОМА, и в Гоголь-центр, и в Центр имени Вс. Мейерхольда, и в Электротеатр "Станиславский". Будьте готовы к бегу на длинную девятидневную дистанцию - спокойно выдохнуть вы сможете только после финиша.
 
Каждый год кропотливыми усилиями команды собирается программа, с помощью которой подсвечиваются самые разные взгляды, страны, культуры. Если вам кажется, что есть другой фестиваль, на котором можно посмотреть и премьерный спектакль Тимофея Кулябина, и выставку французского художника Лорана Перно "Фрагмент бесконечности", и документальный проект "Беспамятные",  задуманный Евгением Мироновым, то вам только кажется.
 
В строке "Международный фестиваль-школа современного искусства" главное слово - "школа". Образовательная программа в этом году проходит при поддержке компании СИБУР, без которой ничего бы не получилось. 50 студентов и молодых актеров из 24 -х российских регионов и 8-ми стран смогут получить бесценный опыт на мастер-классах режиссеров Бориса Юхананова, Владимира Панкова, Максима Диденко, Юрия Муравицкого, Стефана Брауншвейга, Дмитрия Брусникина, Антона Адасинского, кинорежиссера Алексея Германа-младшего, хореографов Теро Сааринена, Рашида Урамдана, Анны Абалихиной. В качестве слушателей сюда могли попасть студенты театральных ВУЗ-ов, молодые специалисты, работающие в области театра, которые заполнили анкету, прошли отбор, осуществляемый арт-дирекцией фестиваля, в которую, кстати сказать, входят Евгений Миронов, Роман Должанский, Теодор Курентзис, Кирилл Сербренников, Андрей Ураев, Чулпан Хаматова, Василий Церетели.
 
Чеховские "Три сестры" из новосибирского "Красного факела" говорят на языке глухонемых; французский "Сфумато" Рашида Урамдана, открывающий программу фестиваля, предлагает свой взгляд на бесследное исчезновение земель через танец; в "Кому на Руси жить хорошо" Кирилла Серебренникова  поют, пляшут, ищут счастливого, наливая зрителям водки. Танцы пыли и тел, трансформации мозгов и сознаний, перезапуск механизмов и смена системного обеспечения. Ни шагу назад. Без страха, оглядок и предубеждений.
 
За десять лет своего существования фестиваль проводился в Перми, Берлине, Москве, углублялся в музыку, текст, современный танец. В этом году шаг сделан в сторону Франции.
 
В котором мы, в котором нас нет, которое мы упустили, о том, без которого не было бы нас. Его исследуют и разбирают, о нем рассуждают и думают, с ним вступают в противостояние и публичную дискуссию. Название нового спектакля Урамдана "Удерживая время" в исполнении Балета Москва говорит само за себя, "Превращаемые" финского хореографа Теро Сааринена рассматривают изменчивость чувств через современных мужчин, "Потерянный рай" компании Диалог Данс из Костромы - попытка вернуть ускользающие светлые воспоминания беззаботного детства.
 
Ежегодно сюда приезжают создатели своих работ, чтобы предоставить всем и каждому уникальную возможность "задать вопрос, которым я терзался весь спектакль". Не нужно бояться выглядеть нелепо, нет смысла скрывать впечатления, можно забыть про свой бэкграунд. Никаких границ и запретов, пределов и рубежей, опасок, страхов и комплексов.
 
 С 2 по 10 октября в Музее современного искусства "Гараж" пройдет ретроспектива самых любопытных работ десяти фестивальных лет. В программе и золотомасочное "Полнолуние" Филиппа Григорьяна, и "Бедная Лиза" Аллы Сигаловой, и латышский "Войцек" Кирилла Серебренникова, и "VSPRS" Алана Плателя, и "Враг народа" Томаса Остермайера. Если пропуск просмотра спектакля из основной программы еще можно попытаться оправдать отсутствием билета (расторопностью, промедлением, несобранностью), то неявку на видеопоказ крыть совершенно нечем.
 
Наивно полагать, что после просмотра премьеры спектакля Хайнера Геббельса в Электротеатре "Станиславский"  "Макс Блэйк, или 62 способа подпереть голову рукой", созданном на основе записных книжек Поля Валери, Георга-Кристофа Лихтенберга, Людвига Виттгенштейна, Макса Блэйка, ваш мир останется прежним. Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что участники-студенты, вернувшись в свои родные города - театры, совершенно по-иному будут говорить о современном искусстве, которым они были окружены со 2 по 10 октября 2015-го года.
 
Правило десятое: "TERRITORIЯ" происходит здесь и сейчас. Без "потом", "после", "когда-нибудь".

"Территория" без права на ошибку

29 Сентября 2015

Источник:

Портал "Субкультура", Надежда Маркова