En

В МОСКВЕ ЗАВЕРШИЛСЯ XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ТЕРРИТОРИЯ»

При поддержке Министерства культуры РФ и Департамента культуры города Москвы

Генеральный партнёр — Фонд Михаила Прохорова

С 12-го по 24 октября 2018 года в Москве проходил XIII Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». Танец и музыка, драма и изобразительное искусство, медиа-арт и перформанс — «Территория» объединила в своей программе проекты вне жанровых границ, созданные признанными художниками со всего мира.

1 Wilson_Furshet_Dmitry_Dubinsky.jpg
Роман Должанский, Роберт Уилсон, Алла Демидова и Контстантин Хабенский на приёме по случаю премьеры спектакля "Лекция о ничто".

В программу фестиваля вошли пятнадцать спектаклей из девяти стран: России, Великобритании, Бельгии, Испании, Италии, США, Швейцарии, Франции, Японии. Пять участников фестиваля — художник и режиссёр Матиас Умпьеррес, хореографы Хофеш Шехтер, Оливье Дюбуа и Сабуро Тэсигавара, режиссёр Тадеуш Филлипс — представили свои работы в России впервые.

За время проведения фестиваля его посетили более 12 000 зрителей. События «Территории» проходили на восьми площадках: в Театре Наций (Основная и Малая сцены) и  Новом Пространстве Театра Наций, Электротеатре Станиславский, театре «Геликон-опера», Театре имени Моссовета, театре «Русская песня», в Московском музее современного искусства (MMOMA) и Образовательном центре музея.

В рамках фестиваля состоялись премьерные показы трёх спектаклей российских театров: это «Дети солнца» Тимофея Кулябина (театр «Красный факел», Новосибирск), проект Бориса Юхананова «Орфические игры. Панк-макраме» (Электротеатр Станиславский, Москва) и «Утопия» Марата Гацалова (Театр Наций, Москва). В программу «Территории» этого года вошли спектакли таких признанных режиссёров, как Роберт Уилсон, Ян Фабр и Филипп Декуфле. На «Территории» прошла презентация книги Яна Фабра, изданной Электротеатром Станиславский, состоявшийся в кинотеатр «Октябрь» показ документального фильма «Surrender», посвященного работе Фабра над спектаклем «Гора Олимп», и показ киноверсии знаменитой постановки Антуана Витеза «Атласный башмачок».

В образовательной программе фестиваля приняли участие 50 студентов из 41 города десяти стран мира. Они прослушали 24 лекции от ведущих российских и зарубежных специалистов в сфере современного искусства: продюсера компании «Трубляйн / Ян Фабр» Марка Гёрдена, режиссёра Филиппа Григорьяна и актрисы Алисы Хазановой, танцовщиков труппы Хофеша Шехтера, Роберта Уилсона, Филиппа Декуфле, Матиаса Умпьерреса, Владимира Варнавы и других гостей и участников фестиваля.

Роман Должанский, арт-директор фестиваля «Территория»:

«Конечно, организаторы фестиваля рады тому, что программа была полностью реализована, что на всех спектаклях были полные залы, что было много репортажей на телевидении, статей и откликов в соцсетях. Но для меня главное в том, что плодотворно прошла образовательная программа,­­­­­­ и что студенты фестиваля, по их собственным признаниям, оказались «перезагружены», что у них много не просто разнообразных впечатлений, но новых мыслей и идей о самих себе и о том, что им делать в будущем».

Арт-дирекция фестиваля «Территория»:

·       народный артист России, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов,

·       народная артистка России Чулпан Хаматова,

·       театральный критик, арт-директор фестиваля NET, заместитель художественного руководителя Театра Наций Роман Должанский,

·       режиссёр и художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников,

·       художник, куратор, исполнительный директор Московского музея современного искусства (ММОМА) Василий Церетели.

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА

121018Show_Nesterovskaya-79.jpg
"Show" танцевальной труппы Хофеша Шехтера. Фото: Дарья Нестеровская.

Спектаклем открытия фестиваля стала постановка «Show» всемирно известного хореографа, лауреата Национальной премии Великобритании в области танца (National Dance Award) Хофеша Шехтера. Его труппа, Hofesh Schechter Company, приехала в Россию впервые. Труппа Shechter II  — восемь самых многообещающих танцовщиков компании — представили «Show» на сцене театра «Геликон-опера» 12-го и 13 октября.

12-го и 13 октября на основной сцене Электротеатра Станиславский бельгийская театральная компания «Трубляйн / Ян Фабр» также представила перформанс «Ангел cмерти», исполненный Иваной Йозич.

13-го и 14 октября в Новом Пространстве Театра Наций прошли показы театрального сериала «Красное колесо» по мотивам романа Александра Солженицына. Идея театральной лаборатории, в рамках которой были созданы спектакли, принадлежит Евгению Миронову и Роману Должанскому, её куратором стал режиссёр Талгат Баталов.

Evgeniy Mironov 181018_VIST Muzey_Gleb Kuznetsov-4073.jpg
Арт-директор фестиваля Евгений Миронов на открытии видеоинсталляции «Музей вымысла I. Империя». Фото: Глеб Кузнецов.

Важным событием фестиваля в этом году стал проект «Музей вымысла I. Империя» испанского художника и режиссёра Матиаса Умпьерреса. Вместе со своим наставником Робером Лепажем — одним из главных героев современного театра, активно включающим в театральный процесс новые технологии — Умпьеррес создал масштабную видеоинсталляцию по мотивам «Макбета» Уильяма Шекспира. Действие пьесы перенесено в современную Латинскую Америку, реплики леди Макбет и Макбета произносят сам Лепаж и звезда фильмов Педро Альмодовара Анхела Молина. Видеоинсталляцию можно было увидеть с 14-го по 24 октября в ММОМА на Гоголевском бульваре.

Робер Лепаж о Матиасе Умпьерресе и проекте «Музей вымысла. I. Империя»:  «Матиас был моим учеником в рамках программы Rolex Mentor and Protégé Arts Initiative. Я выбрал его из 19 кандидатов. Матиас очень интересный: он не просто занимается театром, но размышляет о его будущем.

Матиас мастерски пользуется собственным художественным языком. Происходящее в «Музее вымысла» зафиксировано на видео, действие разворачивается на экранах — но экраны установлены так, что они очень театрально взаимодействуют между собой, как бы играют друг с другом. Получается, что Матиас приводит театр туда, где он встречается с кино. Мне кажется, что это очень важно. И у кино, и у театра есть свои способы рассказывать истории; формат, в котором их соединил Матиас, ценен для будущего и того, и другого искусства. Сейчас мы вступаем в эру, когда кино просто великолепно, но у него нет преимуществ театра, тех способов взаимодействия, возможности выбора ракурса, которые театр нам предлагает. На сцене, в свою очередь, невозможно использовать все возможности, которыми обладает язык кинематографа. Так что Матиас играет с лучшим из обоих миров».

Еще один проект на стыке виртуальной реальности, интерактивного театра и хореографии представили на «Территории» основатели британской танцевальной компании AФE Аой Накамура (Япония) и Эстебан Фурми (Франция). Их спектакль «Вист / Whist», вдохновленный идеями создателя психоанализа Зигмунда Фрейда, также прошел в ММОМА на Гоголевском бульваре в период с 14-го по 22 октября.

Эстебан Фурми: «Иммерсивный театр создавался для того, чтобы нарушать правила. Потом возникли "правила иммерсивного театра", и он перестал быть интересным. Мы хотели создавать новое, и решили соединить виртуальную и дополненную реальность».

Одной из главных премьер фестиваля стал спектакль «Дети солнца» режиссёра Тимофея Кулябина по пьесе Максима Горького, который московская публика увидела на малой сцене Театра Наций 14-го и 15 октября.

С 16-го по 21 октября в Электротеатре Станиславский прошел театральный марафон «Орфические игры. Панк-макраме». Участие в новопроцессуальном проекте Бориса Юхананова, основанном на мифе об Орфее, приняли более 100 человек, среди которых — известные актеры, режиссеры и художники.

Благодаря «Территории» впервые после состоявшейся в 2014 году премьеры на сцену вернулся музыкальный спектакль «Сияние», поставленный  режиссёром Филиппом Григорьяном. Главную роль в «Сиянии» исполнила Алиса Хазанова. В основу спектакля легли 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Возобновление  «Сияния» состоялось на сцене Электротеатра Станиславский.

161018_Lekciya o nochto_Gleb Kuznetsov-3046.jpg
"Лекция о ничто", Роберт Уилсон. Фото: Глеб Кузнецов.

Одним из центральных событий «Территории» этого года стал моноспектакль Роберта Уилсона «Лекция о ничто». Легендарный режиссёр лично представил 16-го и 17 октября на основной сцене Театра Наций программный текст Джона Кейджа — композитора, изменившего во второй половине XX века историю перформативного искусства.

В эти же дни, 16-го и 17 октября, на малой сцене Театра Наций в рамках фестиваля прошли показы спектакля «Утопия». «Утопия» — совместная работа нескольких ключевых героев российской сцены последних десятилетий: режиссёра Марата Гацалова, драматурга Михаила Дурненкова, сценографа Ксении Перетрухиной, композитора Сергея Невского.

С 19-го по 21 октября зрители могли совершить необычную прогулку по Москве в рамках перформанса швейцарского хореографа Николь Сайлер «Домашние танцы». После перформанса в Новом Пространстве Театра Наций были показаны кинопортреты российских танцовщиков, принявших участие в проекте, и документальный фильм Бастьена Жену о создании оригинального перформанса в Лозанне. Спектакль прошёл при поддержке швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в Москве.

19-го и 20 октября американский художник, режиссёр и актёр Тадеуш Филлипс на малой сцене Театра Наций представил моноспектакль «17 пересечений границы».

191018_Tristan i Izolda Repa_Gleb Kuznetsov-4964.jpg
Рихоко Сато в спектакле "Тристан и Изольда". Фото: Глеб Кузнецов.

В рамках фестиваля «Территория» в России впервые побывал основатель японской танцевальной компании KARAS Сабуро Тэсигавара — выдающийся танцовщик и хореограф, обладатель премии Бесси, почетной медали императора Японии и офицер французского Ордена искусства и литературы. 19-го и 20 октября Тэсигавара вышел на основную сцену Театра Наций вместе с танцовщицей Рихоко Сато в спектакле «Тристан и Изольда».

Сабуро Тэсигавара: «Откажитесь от идеи давать названия, тому, что вы делаете. Зачем нужны категории? “Современный танец" — звучит глупо. Всё, что вы делаете здесь и сейчас, уже по определению современно. Вы сами и ваше тело — явление временное.Так что лучше говорите — "временный танец". Не бойтесь делать то, чему нет названия. Любите то, чем вы занимаетесь, и через пять-десять лет люди сами придумают, как это назвать».

20-го и 21 октября французский хореограф и танцовщик Оливье Дюбуа представил на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета спектакль «Моё тело выходит на свет дня». Оливье Дюбуа — один из самых радикальных современных хореографов Европы, ставивший спектакли для Балета Монте-Карло, оперных театров в Лилле и Нанте, труппы Национального балета в Марселе. Перформанс «Моё тело выходит на свет дня» стал опытом исследование памяти тела, природы танцовщика и танца, основанным на личном опыте хореографа.

7 Moe telo vihodit na svet_Gleb Kuznetsov-8056.jpg
"Моё тело выходит на свет дня" Оливье Дюбуа. Фото: Глеб Кузнецов.

Фестиваль завершился спектаклем «Новые короткие пьесы» хореографа Филиппа Декуфле. Мастер визуального аттракциона, основатель театральной компании DCA и режиссёр Цирка дю Солей представил в Москве свой цикл пластических новелл  23-го и 24-го октября на сцене театра «Русская песня».

Филипп Декуфле: «Мне всегда нравилось, как уличные гитаристы на ходу записывают музыку, ставят её на репит и играют поверх что-то новое. Я сделал то же самое с движением. Мы снимаем, как двигаются танцоры, транслируем это на экран, закольцовываем, накладываем поверх новые движения, и всё это в режиме реального времени. Одна из пьес полностью построена на этом трюке».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

141018_Robert Wilson vstrecha_Gleb Kuznetsov-1040.jpg
Студенты образовательной программы на встрече с Робертом Уилсоном. Фото: Глеб Кузнецов.

«Территория» — единственный в России фестиваль-школа с международным статусом. Каждый год на основе конкурсного отбора фестиваль приглашает в Москву 50 молодых актёров, режиссёров, музыкантов, хореографов, художников и арт-менеджеров. Специально для них организована образовательная программа: за тринадцать лет истории фестиваля студенты «Территории», в частности, побывали на лекциях и мастер-классов таких режиссёров, как Ян Фабр, Деклан Донеллан, Томас Остермайер, Жозеф Надж, Дмитрий Крымов, Лев Додин, Алексей Герман-младший. Студенты фестиваля не только участвуют в мастер-классах и слушают лекции, но и посещают все события фестиваля – спектакли, выставки, кинопоказы, перформансы, читки.

В 2018 году фестиваль принял 538 заявок от студентов из 115 городов мира. По итогам конкурса заявок арт-дирекция фестиваля отобрала 50 анкет участников из 41 города. Школа «Территории» в этот раз объединит студентов из десяти стран: России, Австрии, Азербайджана, Армении, Грузии, Израиля, Казахстана, Латвии, Молдавии и Монголии. Они посетили лекции и мастер-классы продюсера компании «Трубляйн / Ян Фабр» Марка Гердена, режиссёра Филиппа Григорьяна и актрисы Алисы Хазановой, танцовщиков труппы Хофеша Шехтера, Роберта Уилсона, Филиппа Декуфле, Матиаса Умпьерреса, Владимира Варнавы и других гостей и участников фестиваля.

Штаб-квартирой образовательной программы стал Московский музей современного искусства (ММОМА) в Ермолаевском переулке.

Иллюстрации: https://goo.gl/7zLLoA


ПАРТНЁРЫ ФЕСТИВАЛЯ

Международный фестиваль-школа современного искусства TERRITORIЯ проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры Москвы.

Генеральный партнер – Фонд Михаила Прохорова.

Стратегический партнер – Московский музей современного искусства (ММОМА).

Штаб-квартира фестиваля – Театр Наций.

Официальный партнер – ПАО «Полюс»,

официальный партнер – ПАО «НОВАТЭК»,

партнер образовательной программы и спецпроекта «Арт-лаборатории» – ПАО «СИБУР»,

специальный партнер – компания Simple,

трансферный партнер - «Яндекс.Такси»,

автомобильный партнер - «Авилон»,

гастрономический партнер – Шеф-повар Дмитрий Табаков, рестораны: «Рукав», «Мадам Галифе», «Петрович», «Высоцкий»,

официальная вода – «Калинов родник»,

кофейный партнёр – компания MADEO,

официальный чай – Alokozay Group.

Официальный коммуникационный партнер фестиваля – журнал LÓfficiel,

генеральный информационный партнер – телеканал «Культура»,

официальный радиопартнер – радиостанция «Серебряный дождь»,

официальная социальная сеть – «ВКонтакте»,

информационные партнеры – портал The Village (Москва),

журнал «Диалог искусств»,

портал «Глаголев.fm», журнал «Искусство».



30 Октября 2018