En

15 театральных событий весны

15 театральных событий весны

Фестивали, спектакли и даже лаборатории, в которых вы сами сможете поучаствовать

15 театральных событий весны — Планы на сезон на The Village

Сезон 2018/2019 начинался  в российском театре с планки ниже нуля: смерти Олега Табакова, Елены Греминой, Михаила Угарова и Дмитрия Брусникина в прошлом году, кажущееся уже бесконечным дело «Седьмой студии», конфликт Минкульта с «Золотой маской».

Проблемы не решены, а потери едва ли восполнимы, но к весне стали заметны и очевидные положительные тенденции. Современное искусство и театр испытывают все больший взаимный интерес, соединяя, с одной стороны, интеллектуальный багаж, с другой — внимание к живому человеку здесь и сейчас. Прорезается новый формат театральных показов — небольшие тематические фестивали, которые строятся вокруг кураторской идеи, как хорошая выставка. Ну а еще в три ближайших месяца появится до странного много хороших новых спектаклей, а несколько чуть более старых хороших спектаклей приедет в Москву.



На фотографии: «Протеатр. Международные встречи»


Кураторские фестивали

Главным зимне-весенним фестивалем принято считать двухмесячную «Золотую маску», и The Village уже рассказывал, на какие из привозных российских спектаклей стоит постараться попасть. Но три события из этой подборки совсем другого характера: они идут два-три дня, программу формирует в основном один человек, и она строится вокруг конкретной темы или художественного метода. А главное, смотреть эти фестивали желательно полностью: кураторские высказывания обычно устроены так, что их составляющие дополняют и комментируют друг друга, в итоге создавая панорамную картинку.

«Что, если бы они поехали в Москву?»

Возможно, самое важное весеннее событие: российским современным танцем сегодня все больше интересуются и крупные музеи, и поисковые театры. Хореографы превращают спектакли в критические вечеринки, расшатывают гендерные нормы и просто дают возможность начать очень внимательно относиться к повседневному телесному опыту.

Двухдневный шоукейс в ЗИЛе — отличная точка входа в это поле. Здесь представят шесть перформансов и несколько дайджестов — увидеть некоторые работы полностью невозможно, поскольку они задуманы как многодневные лаборатории или показы в нетеатральных пространствах. Программу собрала Анастасия Прошутинская, которая несколько лет курировала танцевальное направление в ЗИЛе, а потом уехала учиться в Швейцарию. Собственно, на фестивале будут не только российские танцовщики, но и европейские кураторы с самых культовых танцплощадок — перформансы и дискуссии будут перемежаться их прямой речью с тегом «взволнованный куратор». Самое потрясающее — это все бесплатно.

ГДЕ - культурный центр ЗИЛ

СКОЛЬКО - бесплатно

БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ - 23–24 марта

«Это вам не театр»

Всеволод Лисовский, режиссер двухдневного спектакля в поездах и электричках «Сквозь / Скольжение по возможностям» и агрессивного московского променада «Неявные воздействия», собирает в небольшом зале Дома-музея Щепкина четырех молодых режиссеров, которые так или иначе разделяют его несколько анархистский взгляд на театр.

Андрей Жиганов обещает городскую оперу «Джинн», в которой зрителям придется искать актеров. Виктория Петренко (сейчас она учится еще и у Бориса Юхананова) покажет «Портреты пока еще живых людей» — проект в русле новой документальности, где не только представлена речь героя, но и реконструирована предметная и звуковая среда его или ее жизни. Вася Березин, настроенный еще более анархически, чем сам Лисовский, заранее не обещает ничего, кроме «текстов о 90-х и 2000-х» и сотрудничества с художником Кириллом Кто. Возможно, самый интересный проект — у Элины Куликовой, которая только-только влилась в петербургский независимый театр с феминистскими спектаклями по культовой «4.48 психоз» Сары Кейн и по «Я горю!» молодого драматурга Маши Гавриловой о биполярном расстройстве. Спектакль «ЛАВ — летучие ароматические вещества» заявлен как «пахучая партитура» и будет полностью состоять только из запахов.

Как можно заметить, удивительная черта «Это вам не театр» — гендерное равновесие, хотя совсем не факт, что это кураторская политика.

ГДЕ - «Трансформатор» в Доме-музее Щепкина


СКОЛЬКО - 2 000 рублей за абонемент; 700 рублей за билет на любой спектакль


БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ - 28–29 марта

«Протеатр. Международные встречи»

Фестиваль «Протеатр» — это «Золотая маска» для инклюзивного театра. Раз в три года объединение «Круг» под руководством Натальи Поповой привозит в Москву лучшие российские спектакли российские работы, в которых участвуют люди с особыми потребностями. А «Международные встречи» фестиваля проходят ежегодно — в Центре имени Мейерхольда. В 2019 году они уже закончились, но о них все равно нужно знать.

В этом году программу открыло средневековое площадное моралите — поставили магистранты Рыжакова и руководительница «Круга» Наталья Попова. Потом показали израильский танцевальный дуэт по мотивам поэзии Уолта Уитмена и два танца-соло: итальянец Аристиде Ронтини посвятил свое воде, а чешка Маркета Странска изобрела хореографию для ноги, протеза и двух костылей, оттолкнувшись от своей физиотерапевтической практики.

Общая задача фестиваля — показать театр, «который не эксплуатирует людей с инвалидностью, а помогает им искать ресурсы в своем теле и психике». Никакого консенсуса о том, где проходит граница между таким «театром паритетных отношений» и неэтичным театром, пока не существует. Поэтому после каждого спектакля на «Международных встречах» обычно случаются громкие открытые дискуссии — и это самое ценное.

ГДЕ - Центр имени Вс. Мейерхольда

СКОЛЬКО - около 2 000 рублей за все три дня

БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ - в 2020 году



На фотографии: «Боженька»



00:00
/
00:20



Спектакли, о которых все будут говорить

Звездные авторы, громкие гастроли, культовые танцы — что нужно знать о премьерах, про которые вы, скорее всего, и так услышите, и стоит ли на них идти?

«Боженька»

Актер Никита Кукушкин, наверное, самый известный из всей «Седьмой студии» Серебренникова. «Боженька» — его режиссерский дебют, обещанный еще прошлой осенью, но показанный в конце февраля. Стартовая позиция пьесы Валерия Печейкина, еще одного лица «Гоголь-центра», такова: зверята живут в чистеньком лесочке под твердой лапкой Мышонка и его помощника Тигрули, но вдруг приходит воинственный Котенок-сирота — и порядок разрушается. Лобовая политическая сатира, местами смешная, местами неловкая, местами очень сентиментальная — в конце сюжет закручивается вокруг гомосексуальности Журавлика, влюбленного (и, похоже, взаимно) в Тигрулю в полицейской форме. Работа Кукушкина тоже строится на вот таких прямолинейных решениях в эстетике детского утренника, но в целом это здорово сыгранный, динамичный зрительский спектакль без претензий на инновативность.

ГДЕ - «Гоголь-центр»

СКОЛЬКО - 1 500–2 000 рублей

БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ - 27–28 марта

«Русалка»

Опера Антонина Дворжака населена сказочными существами: Русалка там из любви к Принцу обменивает дар речи на человеческую душу с помощью Бабы-яги, Принц в Русалку влюбляется, потом бросает, потом снова возвращается, еще есть Водяной, это отец Русалки. «Моя главная задача была — найти в современном мире и обстоятельства, и ситуации, где бы такие герои могли оставаться собой — Русалкой, Водяным, Бабой-ягой», — говорит Тимофей Кулябин. Так что можно ожидать и психологичного сюжета о несчастной любви, и политического призыва уважать человеческие различия, и феминистской критики абьюза.

В целом же переписывание классики не назовешь свежей режиссерской стратегией, но Кулябин иногда выстраивает работу вокруг одной существенной формальной новации. Например, в недавней «Норе» по Ибсену в Швейцарии актеры весь спектакль общались друг с другом только в мессенджерах, вслух не произнеся ни слова за два часа. В новосибирских «Трех сестрах» русский язык был заменен на жестовый — правда, спектакль критиковали за неаккуратную апроприацию культуры слабослышащих. Но бывает, что все строится только на обновленном и условно провокативном сюжете — как, например, в скандальном «Тангейзере». Так что «Русалка» может оказаться и большим прорывом, и вполне проходным спектаклем.

ГДЕ - Большой театр

СКОЛЬКО - билетов на премьеру нет

БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ - 6–9 марта

«Питер Пэн. Фантомные вибрации»

Роберт Уилсон приехал в русский детский театр — примерно так выглядят красноярские спектакли Романа Феодори, где он действительно руководит местным ТЮЗом: парики из гримерок на фоне дизайнерских градиентов. В ЦИМе париков, скорее всего, нет как таковых, зато есть «Июльансамбль» — курс Виктора Рыжакова, пока менее резонансный, чем «Седьмая студия» и «Мастерская Брусникина», но к этому стремящийся. Собственно, спектакль будет про них самих — Феодори вместе с хореографом Александром Андрияшкиным решили изучить миллениалов, или «поколение Питера Пэна». Обобщающие суждения о людях, объединенных только возрастом, рискуют оказаться некоторым огрублением, но спектакль явно стоит оценить. Кроме Феодори и Андрияшкина, среди создателей сокуратором проекта заявлена Елена Ковальская, а сценографами — арт-группа «//», совсем молодые и очень перспективные художницы из Британской школы дизайна Мария Павленко и Ника Дундуа.

ГДЕ - Центр имени Вс. Мейерхольда

СКОЛЬКО - 850–2 500 рублей

БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ - 30–31 марта

«Зловещая долина»

«Шоу об искусственном интеллекте» — так анонсирует этот спектакль Rimini Protokoll и продюсер российской версии «Импресарио», и сам режиссер Штефан Кеги. Вместо актеров здесь робот, он читает часовую перформативную лекцию и с лица выглядит точь-в-точь как современный немецкий писатель Томас Мелле. Заявлен вопрос о том, как мы реагируем на техногенную копию в виде живого человека. Но биография и творчество самого прототипа на самом деле чуть ли не важнее.

Два года назад Мелле выпустил подробный автофикшн-роман о человеке с биполярным расстройством первого типа, при котором депрессия чередуется не с хорошим настроением и высокой работоспособностью, а с маниакальными эпизодами. «Главный герой встречается с Фуко в кабаке, с Томасом Бернхардом — в „Макдаке“ на Вуппертальском вокзале, в берлинском ночном клубе — с ненавистным Пикассо. Он думает, что занимался сексом с Мадонной, а Бьорк спела для него одного в соседнем баре», — рассказывает Die Zeit и хвалит роман за мучительно подробное всматривание в психическое состояние человека с БАР. Сейчас «Мир за моей спиной» переводят на английский — возможно, книга когда-нибудь появится и на русском, но «Зловещая долина» позволит частично познакомиться с Мелле уже сейчас.


ГДЕ

Новое пространство Театра наций


СКОЛЬКО

1 500 рублей


БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ

6–7, 13–14 апреля


WOWWOWWOW



«Ингер / Браун / Прельжокаж». Вечер одноактных балетов

Это уже четвертый вечер современных одноактовок в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, и каждый раз в программу попадает какой-нибудь взрывной хит: то рейв-балет «Минус 16» Охада Нахарина, то «Пижамная вечеринка» Андрея Кайдановского про войнушки инфантильных мужчин. Для весенней программы местная труппа станцует легендарную «Свадебку» Анжелена Прельжокажа: музыка Стравинского, сюжет о балканской девушке, которую насильно выдают замуж, исполняют пять женщин, пять мужчин и пять кукол. И «Свадебку», и предваряющие ее балеты Триши Браун и Йохана Ингера легко найти на ютьюбе, но за телесной энергией современных танцовщиков, конечно, нужно идти в театр.


ГДЕ

Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко


СКОЛЬКО

1 000–8 000 рублей


БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ

21–22 апреля


STANMUS







На фотографии: Run / «Ударница»


Спектакли, которые вы можете пропустить

Перспективные учебные работы, камерные перформансы, тонкие немосковские спектакли — отбираем из событий, которые легко не заметить, те, что могут оказаться важнее громких премьер.

«Индивиды и атомарные предложения»

Этот казанский спектакль — чуть ли не лучшее из всего, что показывали в прошлом году на «Золотой маске», а теперь фестиваль «Форма» везет его на гастроли. Всеволод Лисовский на открытом кастинге выбрал пятерых горожан (актеры из них — только двое) и провел с ними лабораторию, результат которой — непрерывный часовой монолог-импровизация. Это, во-первых, очень сложно, во-вторых, совершенно потрясающе. Пятеро исполнителей стоят у серой стены и что-то говорят себе под нос, в наушники к зрителям уходит звук с одного из микрофонов у них — актеры не знают, кто сейчас онлайн, а кто говорит только для себя.

Выясняется, что за час такой практики различия между исполнителями прорезаются куда ярче, чем если бы они кого-то играли, и что просто слушать такие истории удивительно интересно. Еще в наушниках можно переключаться на канал, где звучит рэп по мотивам математических трактатов, но это существенно более специфическое удовольствие.


ГДЕ

Москонцерт на Пушечной


СКОЛЬКО

900–2 100 рублей


БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ

14, 17–21 марта


FORMAFESTIVAL



«Пушечное мясо»

Этот спектакль выпускают в Новой сцене МХТ, но не кто-нибудь, а младший состав «Мастерской Брусникина» и Филипп Григорьян, один из самых визуально интересных режиссеров в российском театре. В пьесе Павла Пряжко три героини: фотохудожница, куратор и их подруга. Они разговаривают о будущей выставке, детских воспоминаниях и все время о чем-то еще необязательном, но сам автор заявляет пьесу как «прямолинейно антивоенную». В спектакле же появятся еще двое мужчин, «чтобы у воображаемых людей и событий [о которых говорят героини] появилась театральная, а не только словесная форма». В анонсе также сказано, что эти персонажи — «агенты той повседневной реальности, которую обитательницы художественной галереи старательно игнорируют». Остается надеяться, что авторы обойдутся без сатиры на современное искусство, а покажут какие-то действительно более тонкие механизмы, оформив их в редкую для современной драматургии эстетизированную форму.


ГДЕ

Учебный театр МХТ


СКОЛЬКО

650–1 000 рублей


БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ

21–23 марта


MASTERBRUS



Run / «Ударница»

Тоже срез современного танца, как и «Что, если бы...», но в двух 20-минутных перформансах вместо двух дней.

В Run, созданном для июльского фестиваля «Форма», эстонка Ренате Кеерд вместе с двумя танцовщицами быстро меняет гендеры и даже видовую принадлежность, а эксперты «Золотой маски» обещают «сюрреалистическое исследование границ гендера, рефлексию по поводу объективации тела, политический карнавал и феминистскую дискуссию».

В «Ударнице», премьерной работе, Татьяна Чижикова исследует «желание нанести удар по объекту, сопернику, виновнику сложившейся схемы». Это не первая ее работа в поле документальной хореографии, то есть фиксации повседневных движений или даже их реконструкции по видео или другим источникам. Так что, похоже, получится важный перформанс для тех, кто тоже задумывается о собственной потребности в физической агрессии и необходимости удовлетворять ее максимально безопасно для себя и окружающих.


ГДЕ

«Хлебозавод»


СКОЛЬКО

1 000–2 500 рублей


БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ

5–7 апреля


FORMAFESTIVAL



«Множественное время клиники»

Проекты Алисы Кретовой становятся все более заметными и убедительными: совсем недавно «Психо Daily» рассказал, что скоро она запустит рекламное агентство «которое будет заниматься практиками равенства, чтобы не было как с рекламой Reebok», до того Кретова показывала отличный и очень смешной спектакль по текстам Бориса Гройса, Орхана Памука и других искусствоведов в Еврейском музее.

«Множественное время клиники» — тоже проект о современном искусстве, это лекционная пьеса художницы Шифры Каждан. История совриска с 1869 по 2017 год представлена здесь с акцентом на квир-, трансгендерную и интерсексуальную проблематику. В эту хронологию вписаны как произведения-легенды вроде «Черного квадрата», так и гораздо менее известные работы, в том числе сопряженные с почти не описанной советской квир-культурой. «Исполняет актриса с хорошо поставленным голосом, прекрасной дикцией, сценической речью, способной дойти до самого последнего ряда», — заявляет драматург, реализует Кретова, а режиссером выступит Андрей Буров, доктор искусствоведения и преподаватель ВГИКа.


ГДЕ

«Практика»


СКОЛЬКО

1 500 рублей


БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ

12–13 апреля


PRAKTIKATHEATRE

«Адар»

Ольга Житлина известна в первую очередь игрой «Россия — страна возможностей», в которой играть нужно за трудового мигранта и проходить все этапы российской легализации от выбора между настоящей и поддельной регистрацией до работы по договору или без. В проекте «Бюро переводов» она представит новую сценическую версию своего рассказа «Адар», который уже ставила в финской галерее как мультилингвальную оперу. Непрофессиональные актеры — мигранты и политические активисты — рассказывали свои истории, которые понадобились бы для получения статуса беженца, на родных языках, а оперная певица переводила их в известные арии Генделя, Моцарта и Вагнера, то есть на язык европейской романтической культуры.

Каким будет российский спектакль, пока неизвестно, но сама идея документальной оперы становится все более значимой для современного театра, а по интервью с Житлиной очевидно, насколько мощен у художницы интеллектуальный и критический заряд.


ГДЕ

«Гараж»


СКОЛЬКО

неизвестно


БЛИЖАЙШИЕ ПОКАЗЫ

неизвестно (в интервале с 8 марта по 15 мая)


GARAGEMCA







На фотографии: «Еще не поздно узнать о современной музыке»


Зрительские лаборатории

Современный театр понимает себя, с одной стороны, как сложное и не всегда понятное искусство, с другой — как искусство взаимодействия и соучастия. На стыке этих парадигм все чаще появляются проекты, в которых на смену спектаклям приходит долгая или одноразовая совместная работа художников и горожан, которая одновременно и объясняет что-то новое и скрытое про сам процесс создания работ, и позволяет всем участникам узнать друг друга и подружиться. Поначалу такой контакт часто оказывается неловким, но к финалу все действительно открываются.

«Странные кружки»

Фонд V-A-C вообще ориентирован на современное искусство, но в прошлом году провел резонансную междисциплинарную выставку «Генеральная репетиция», а в этом выстреливает какой-то невообразимой обоймой отличных театральных проектов. Общая концепция — экспорт перформативных практик в спальные районы Москвы: обещают музыкальный спектакль с жителями Крылатского, оперу в университетском кампусе в Лефортове, ролевую игру живого действия с участниками шахматных секций. Оперу представят 25 мая, остальные проекты — летом, а вот программа «Странные кружки» уже запущена и отчитываться будет тоже весной. Сейчас в хорошевском ДК «Берендей» работают «Искусство перехода» и «Лаборатория временности» — в последней композитор Алексей Коханов и хореограф Татьяна Чижикова ставят с местными подростками и даже педагогами перформанс о взаимодействии тела и голоса в пространстве. Открытый показ намечен на начало мая, а кружков в других районах планируется еще шесть — за их анонсами можно следить на странице проекта.


ГДЕ

районы Москвы


СКОЛЬКО

бесплатно



EXPANDINGSPACE



«Еще не поздно узнать о современной музыке»

Еще одно подтверждение взаимного интереса театра и новой академической музыки: вслед за электротеатром «Станиславский» музыкальное направление запускает «Практика», и оно наверняка будет значительно отличаться. Электротеатр ориентирован на дорогостоящие и авангардистские (иногда псевдо-) работы. А «Практика» — куда более зрительский театр — обещают камерные оперы, открытые мастер-классы по сочинению и исполнению музыкальных и текстовых партитур (такого в России пока не было, а главное — современные композиторы не всегда пользуются нотами, вместо этого изобретая какие-нибудь удивительные гибриды графической записи с текстовыми инструкциями).

Лаборатория начнется с концерта, на котором сыграют Михаэля Байля, Александра Шуберта, Жоржа Апергиса, Стива Райха, Франческо Филедеи, а также Джона Кейджа. А чуть раньше, 10 марта, пройдут открытые показы лаборатории «Практика постдраматурга»: десять драматургов и десять композиторов покажут эскизы, которые в междисциплинарных командах приготовили за десять дней совместной работы. Больших и цельных спектаклей ждать не стоит, но срез методов и проблематики в поисковом искусстве сегодня — вполне, к тому же бесплатно.


ГДЕ









4 Марта 2019

Источник:

Ольга Тараканова / The Village