Информация, способная лишить дара речи. Во всяком случае в самый первый момент: в Большом театре собираются поставить авангардную оперу, для чего приглашены к сотрудничеству композитор Леонид Десятников, писатель Владимир Сорокин. Об этом написала на этой неделе в «Коммерсанте» Елена Черемных. Больше нигде и ничего, но вряд ли есть основания не доверять автору, так близко связанному с ньюсмейкерами Большого театра.
Верим и беремся порассуждать о грядущем событии.
Ну, во-первых: хоть и велико удивление, нельзя сказать, что чего-то подобного нельзя было ждать. Во-первых, Петр Поспелов, который минувшей осенью согласился пойти на службу в Большой и заняться там так называемым перспективным планированием, конечно, должен был предложить нечто сверхъестественное. А современная опера это ли не самое сверхъестественное в стенах Большого театра?! Нечто особенное надо было предложить театру и дирижеру Александру Ведерникову. Как бы не было велико расположение некоторых музыкальных обозревателей, назвать его крупным дирижером все же никто еще не решался, да и вряд ли сумеет он убедить в правомочности таких определений в ближайшем будущем. Его называют специалистом по русскому репертуару. Но с классических интерпретаций больше бывает и спрос. Здесь же речь об эксперименте и, конечно, можно ждать снисхождения. Вряд ли стоит настаивать, что именно таким путем шел к этому проекту нынешний главный дирижер театра. Он вообще мог не думать об этом, но так ведь и будет? Так что и этот аргумент имеет справедливый смысл.
Балет Большого движется в последние два сезона в сторону классического своего наследия. Один за другим восстанавливаются великие балеты Юрия Григоровича. На этом фоне оперная труппа, конечно, должна была пойти своим путем. Этот путь новая, современная опера. Что ж, на этом пути Большой может назваться первопроходцем, поскольку ни в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, ни даже в авангардном «Геликоне» современная опера особым расположением не пользуется.
В Музыкальном театре, правда, несколько лет тому назад была поставлена маленькая опера на сюжет, кажется, обэриутов. В афише «Геликона» можно найти тоже небольшую оперу Владимира Кобекина, которая составляет часть спектакля-триптиха. Когда-то Дмитрий Бертман намеревался поставить оперу Вениамина Флейшмана «Скрипка Ротшильда», думал про оперу Моисея Вайнберга «Идиот», но что-то так и не вышло┘ Очень много лет назад в Москве и, кажется, однажды прозвучала опера Слонимского «Мастер и Маргарита». В Большом же когда-то при советской власти современные оперы были такою же необходимостью в афише, как и в драматических театрах пьесы о современном советском человеке. И лет пятнадцать тому назад здесь пели и «Мертвые души» Родиона Щедрина, и «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова.
Исполнительным продюсером проекта называют Эдуарда Боякова, генерального директора ассоциации «Золотая маска» и одноименного театрального фестиваля и сопутствующей премии. Его интерес к опере проявился давно, в последнее время Эдуард Бояков, кажется, на постоянной основе сотрудничает с Мариинским театром, участвует чуть ли не во всех (а может и во всех) гастролях Гергиева по России. Генеральный директор «Золотой маски» был и продюсером «коллективки» под названием «Царь Демьян», современной оперы, написанной группой модных композиторов в Мариинском театре. С большом успехом опера была показана в Санкт-Петербурге и не без успеха исполнена в Москве в рамках «Золотой маски». В конце концов, совершенно естественно было ему попробовать сделать что-то и в Москве, так сказать, по месту жительства и прописки. Тем более, что Бояков из тех, кто живет по принципу «нельзя класть все яйца в одну корзину»; он - и с теми, кто делает фестиваль «НЕТ», он - и среди застрельщиков нынешней «Новой драмы». Так действительно лучше. И для него, и, кстати, для театра. Поскольку само слово «критик» почти всегда подразумевает недобрый, заметим здесь, что как исполнительный продюсер Эдуард Бояков провалов почти не знал, чего нельзя сказать о нем как просто об исполнителе (его прошлогодний актерский дебют не стал большой удачей и новых граней его таланта так и не открыл).
Обратимся теперь к другим участникам проекта. Сорокасемилетний композитор Леонид Десятников лидер нынешнего композиторского авангарда (что особенно заметно в отсутствие Шнитке, в удаленном существовании Софии Губайдуллиной). Ученик не менее знаменитого Бориса Тищенко, сегодня он стал одним из самых исполняемых композиторов. И - как это было и со Шнитке, Губайдуллиной и Денисовым чаще «там», чем здесь, в России. Знаменит сотрудничеством с Гидоном Кремером и - как кинокомпозитор (и в этом смысле Десятников повторяет путь советских авангардистов, немало работавших в кино). Десятников автор музыки к фильмам «Закат», «Подмосковные вечера», «Серп и молот», «Мания Жизели», «Кавказский пленник», «Дневник его жены». За музыку к фильму «Москва» был даже награжден премией «Золотой Овен». Как тут не вспомнить, что автором сценария этой картины был Владимир Сорокин. Нынешняя их работа продолжение успешно начатого сотрудничества.
Заказ Большого театра в определенном смысле меняет уже складывающуюся традицию, если можно сказать, привычку его музыки, сперва исполняемой где-нибудь в Германии, а потом через год-два в Большом зале консерватории (пример тому мировая премьера симфонии «The Rite of Winter 1949», исполненной в 1999 году Симфоническим оркестром Иенской филармонии под управлением Андрея Борейко, а в марте 2001-го в Москве, Российским национальным оркестром, под управлением того же Борейко).
Конечно, для первого опыта Большого некоторый перебор по части культовых фигур. Обнародование имен в этом случае начало рекламной кампании. Сорокин, Десятников, к ним еще добавят, того гляди, кого-то из эстрадных звезд (что как раз для Большого не внове, Георгий Ансимов здесь занимал уже в роли Звездочета Александра Градского, но тогда это вызывало недоумение, а не бурный ажиотаж)┘ Одно повторение этих имен будет звучать как заклинание. Так что в случае неудачи не всякий отважится сказать, что не вышло (тем более, что набор авторов имея в виду модность премьерного «дефиле» исключит во многих случаях возможность рассуждений на тему, что ИМЕННО не вышло). Десятников никогда в своей жизни не писал опер, а Сорокин до сих пор не пробовал писать либретто. Но пьесы писал, и даже киносценарии. А Десятников, пишет в своей статье Елена Черемных, полтора года назад делал реконструкцию оперы Астора Пьяццоллы «Мария де Буэнос-Айрес», которая через две недели будет представлена в проекте Гидона Кремера на Рижском оперном фестивале.
От нее же широкая публика узнала и про сюжет, который «в общих чертах готов. Главные герои пять композиторов-клонов, чьи имена по понятным причинам пока засекречены, но количество их, безусловно, вызывает прямую ассоциацию с Могучей кучкой, на Западе, как известно, именуемой пятеркой. Срок работ год».
Как говорится, все равно интересно. Особенно, конечно: кому достанется партия «нормы» в опере на либретто Владимира Сорокина.