En

Боги из машины

Фестиваль «Территория» проходит в Москве уже в третий раз. Его программа состоит из двух частей: «Искусство сейчас» и «Искусство завтра», ни в одной из которых музыкальные постановки невозможно отделить от драматических. 

Семеро основателей фестиваля — Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Теодор Курентзис, Чулпан Хаматова, Мария Миронова, обозреватель «Ъ» Роман Должанский и бизнесмен Андрей Ураев — упорно стремятся расширить рамки привычного зрительского восприятия и поэтому не признают традиционного деления на оперу, балет и драму. В самом деле, современный театр существует на стыке жанров. Вот, скажем, «Антракт» знаменитого Жозефа Наджа, основанный на китайской «Книге перемен», который покажут на фестивале: помимо хореографии в нем есть элементы цирка, пантомима и инсталляции. Или «Войцек» южнокорейской труппы «Садари», играющей пьесу Георга Бюхнера без единого слова.

Еще одно заметное событие «Территории» — «Бедная Лиза». Хореограф Алла Сигалова решила превратить оперу Леонида Десятникова в балет для двух солистов, причем партию Лизы предложила драматической актрисе Чулпан Хаматовой. 6 октября на фестивале устроят открытую репетицию этого спектакля, а премьера выйдет в Театре наций в ноябре.

«Opus N7» Дмитрия Крымова, премьеру которого сыграют на «Территории», тоже не помещается в привычные драматические рамки. Зрителя ждет мощное трагическое зрелище из двух частей. В «Родословной» судьба жертв холокоста во время второй мировой станет поводом вспомнить тех, от кого после катастроф ХХ века не осталось ничего, кроме фотографий. В «Шостаковиче» исковерканная советской системой жизнь гениального композитора становится символом взаимоотношений художника и тоталитарной власти.

Два дня «Территория» проведет на площадке центра «Пrоект Fабrика», где устроят нечто вроде арт-марафона: он начнется лекцией Анатолия Осмоловского, продолжится перформансами LIQUID-театра и театра танца ЦЕХ и программами видеоарта.

Заключительным событием «Территории» станет мировая премьера симфонического перформанса Андреаса Мустукиса «Богини из машины» и оперы Алексея Сюмака «Станция». В постановке режиссера Кирилла Серебренникова оба произведения станут частями одного спектакля-путешествия, который сыграют в центре современного искусства «Винзавод», причем музыканты будут перемещаться по сводчатым подвалам «винзаводских» цехов, а зрители путешествовать вслед за ними.

Все перечисленное выше проходит на «Территории» в разделе «Искусство сейчас». Если же вы интересуетесь будущим, стоит ознакомиться с программой мастер-классов для завтрашних актеров и режиссеров — 200 студентов, отобранных по театральным школам со всей России. Мастер-классы, представленные в разделе «Искусство завтра», проведут такие театральные авангардисты, как японец Дзе Канамори, англичанка Катя Бенджамин и болгарин Явор Гырдев, а завершится их серия встречей с Аллой Демидовой. Еще в 1970-е, наблюдая за своим партнером Владимиром Высоцким, Демидова заметила гипнотическую энергию, которая исходила от Высоцкого и позволяла ему покорить любой зал. Как утверждает актриса, эту способность можно развить в себе с помощью особых упражнений. 

Сродни гипнозу будет и шоу знаменитых лондонских виджеев “Addictive TV”, которым откроется фестиваль. Это шоу известно во всем мире и считается вершиной аудиовизуальной поп-культуры, но для Москвы, как говорят, группа готовит нечто необыкновенное.

29 Сентября 2008

Источник:

Коммерсантъ-Власть