Скажу сразу, чтобы отмести все подозрения: Александр Титель черняковского «Онегина» не видел. Но в том то и ирония судьбы спектакли оказались прямо противоположны, полярны, и категории «лучше» «хуже» здесь, в этом споре, не работают.
Если черняковский «Онегин» трагическая картина маслом, чуть не до крови реалистичная, болезненно печальная, то спектакль Тителя это эскиз, прозрачная акварель, лирический набросок.
На сцене осень, дождь, солнце сквозь пелену. Свет, авторства Дамира Исмагилова, играет наравне с певцами, а иногда и в буквальном смысле затмевает их, оставляя от героев лишь точеные, словно вырезанные из бумаги, силуэты. Мостик, по которому прогуливаются Ларины, на котором встречаются впервые Татьяна (Ольга Гурякова) и Онегин (Андрей Батуркин), позже технологически очень простым, но остроумным образом превратится то в постель Татьяны (в сцене письма), то в вешалку, то даже намеком в роскошную люстру. Стоящие по диагонали колонны (дань уважения старому спектаклю, воссоздающему колонную залу в доме Станиславского, где эту, тогда только написанную, оперу репетировали) в сцене дуэли повернутся на 180 градусов, окажутся черными и чуть наклонятся. Образ простой и пронзительный мир ведь рушится.
После объяснения Онегина и Татьяны, после его слов «Учитесь властвовать собою» на сцене буквально начинается зима: холодно не только у Татьяны на душе, но и вокруг. Чуть прямолинейно, но
К слову о звуке, эту работу не назовешь лучшей для дирижера Феликса Коробова, и дело не столько в некоторых небесспорно быстрых темпах, сколько в том, что оперный оркестр вел себя как интересный, талантливый, умный, но симфонический, не отдаваясь своей непосредственной задаче ансамблю с певцами до конца. Ощущения ансамбля не хватало, и это тем обиднее, что и на сцене, и в яме явно находились отличные профессионалы. Помимо доехавшей, наконец, до Москвы штатной звезды театра Ольги Гуряковой, которая была не в лучшей своей форме, но все же показала жемчужные, переливающиеся piano и будоражащее, нервное, живое актерство, не мог не порадовать трепетный, страстный Ленский в исполнении Алексея Долгова. Блестящий вокал Андрея Батуркина в роли Онегина работал на пользу образу человека без недостатков и чувств. Но
Спектакль будто специально старается не шуметь, не привлекать внимания, не выпирать, не давить