En

Эксперимент с закрытыми глазами

В Перми на сцене Частной филармонии «Триумф» состоялась премьера спектакля «Закрой мне глаза» Анны Абалихиной и Ильи Кухаренко — совместного проекта Фестиваля-школы «Территория», Пермской оперы и компании СИБУР. Комментирует Дмитрий Ренанский.

Стараниями Теодора Курентзиса Пермь в последние годы превратилась в лабораторию актуального музыкального театра — территорию поиска и эксперимента, где почтенный жанр переизобретается заново протагонистами европейской режиссуры (Ромео Кастеллуччи, Роберт Уилсон, Теодорос Терзопулос) и отечественными композиторами новой волны (Дмитрий Курляндский, Алексей Сюмак, Алексей Ретинский). Органично вписываясь в эту репертуарную матрицу, проект «Закрой мне глаза» напоминает о ключевом векторе развития сегодняшней музыкальной сцены: от театра интерпретации, смыслы которого рождаются благодаря помещению более или менее известных оперных первоисточников в неожиданный театральный контекст, к сочинительской модели. 

Придумывая «Закрой мне глаза», лидер российского contemporary dance Анна Абалихина и драматург Илья Кухаренко вели себя точь-в-точь как кураторы выставок современного искусства: законченное высказывание возникает в их постановке из объединения в единый смысловой маршрут артефактов, ничем на первый взгляд не связанных между собой.

Двенадцать песен в диапазоне от Перселла до Равеля, от Шуберта до Берга и Веберна (иногда взятых в кавычки электронной музыки Алексея Наджарова) Илья Кухаренко нанизывает на единую драматургическую нить. 

И сверхсюжетом этой эстетской партитуры оказывается протянутый сквозь столетия и стили романтический мотив поиска: себя, партнера, смысла жизни.

Точнее и тоньше всего в «Закрой мне глаза» прозвучала лирика композиторов-нововенцев, долгое время остававшейся для отечественных вокалистов terra incognita,— пермяки в очередной раз подтвердили, что они в России главные специалисты по музыкальному авангарду ХХ века.

Когда облаченные в черную прозодежду шестеро танцовщиков, квартет певцов и пианистка Кристина Басюл выходят на сцену, отделить одних от других решительно невозможно — они участвуют в создании театрального текста на равных, образуя коллективное тело, расшатывающее границы между художественными видами и жанрами.

Каждый переход с танцевального языка на музыкальный у солистов Пермской оперы (Наталья Кириллова, Наталья Буклага, Сергей Годин, Константин Сучков) при этом осмыслен как сценическое событие: герои «Закрой мне глаза» начинают петь лишь тогда, когда уже не могут молчать.

Абалихина и Кухаренко далеки от тривиального желания станцевать музыку: в их спектакле пластическая интонация и звуковой жест не подражают друг другу, но растворяются в современном Gesamtkunstwerk — совокупном произведении искусств, о котором когда-то мечтал Вагнер. В этом смысле «Закрой мне глаза» выглядит важным прецедентом в новейшей истории российской сцены: до сих пор театр такого типа видели у нас лишь в западном исполнении.

22 Ноября 2018

Источник:

Коммерсант