En

Элита:на небе — как в аду

История дебютанта-драматурга Игоря Симонова очень необычна. Он работает в крупной корпорации. Олигархов и звездных тусовщиков видит так же часто, как кто-то из читающих эти строки — продавцов булочной. Живет рядом с театром «Практика». Захаживал-захаживал туда, да и написал хорошую пьесу. Этот пример словно иллюстрирует картину сегодняшнего дня: шанс на успех есть у всех. Драматург заявляет, что писал свою пьесу вовсе не в технике «вербатим», то есть не как документальный материал, а попробовал сделать художественное обобщение. Да, в пьесе упомянут некто Ходор, но вымысел лучше документальной конкретности. Для дебюта в драматургии — отличная работа. Спектакль идет полтора часа, но этого времени достаточно, чтобы полно обрисовать характеры, конфликты. Емкая и лаконичная пьеса.
Жизнь успешных людей — далеко не мед. Как говорил классик: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Наблюдая за теми, кого принято называть элитой (не могу скрыть иронии!) нашего общества, невольно хочется отметить, что покоя у них нет, а воля (некогда высокая философская категория) трансформировалась в бультерьерскую хватку.

Олигарх, понятное дело, остроумный, лощеный, где-то грубовато-прямолинейный, но все равно обаятельный. Не вопреки, а именно благодаря этому прямодушию. Хотя видно, что повертелся, как уж на сковородке: крутился в полукриминальной среде, вовремя эмигрировал в Израиль, где занимался ну очень мелким бизнесом (торговал в палатке), потом вернулся, оказавшись в нужное время и в нужном месте. Не всем из его окружения так повезло. Иных уж нет, а те далече. У соотечественников накопилось много нескромных вопросов к нефтяному магнату. И вот он приглашен на ток-шоу в прямой эфир программы «Небожители». Может, в другое время он бы отказался, но ему грозят властные структуры: не продашь свой бизнес — пеняй на себя. Тут и имя Ходора упоминается вскользь, но с леденящей угрозой. Олигарх как волк, обложенный красными флажками. Выход один — перепрыгнуть флажки, то есть в прямом эфире дать сигнал SOS. Кажется, что облик актера Андрея Смолякова, исполняющего роль Леонида Цейтлина, излучает радиацию: его мысли почти материальны. Актеру хорошо удаются эти крупные, кинематографические, планы. Благо он умеет работать на малых сценических площадках. Внятно передает переход от взрыва эмоций к сдержанному решению задачи. Драматург точно уловил образ персонажа как симбиоз хищного зверя и кибернетической машины, снабдил его живым языком, характерной склонностью к математическими терминами («уверен на 80%… а теперь на 90%»), сдобрил колоритным матом.
Объем и узнаваемость характеру придает и некоторая простоватость в вопросах общения с противоположным полом. Из трех телеведущих, которые едят его глазами в надежде устроить личное счастье, он выбирает самый примитивный вариант — глуповатую блондинку, готовую выпрыгнуть из своего мини-платья прямо в телестудии. Как говорится, на всякого мудреца — довольно простоты. Ты гений бизнеса, так получай в придачу примитивный вкус. Эта легкая ирония в отношении персонажа добавляет ощущение правдоподобия этой истории, которая неизбежно катится к трагическому финалу. На олигарха готовится покушение. Но он на этот раз останется в живых. Колоритный и правдивый штрих: опять сработало звериное чутье.
Пьеса демонстрирует хорошее знание не только лексики определенных социальных кругов, но и точное знание жизненной философии. Значительное место уделено теме женской судьбы. Сегодняшняя героиня нашего времени — это уже не тургеневская девушка с целомудренной косой, а хищница, декорированная в соответствии с жизненной целью. Цель проста — найти богатого мужика, за которым будет, как за каменной стеной. Не век же крутиться в телестудии трем девушкам-телеведущим. Красота — товар скоропортящийся. Они это осознают со всей трезвостью и цинизмом.
Бойфренд одной из них говорит открыто: «Я понимаю, брак для тебя — это страховка». Девушки-телеведущие получились колоритными. Одна из них, избранница олигарха, — прямо-таки сценическое воплощение Даны Борисовой. Другая внешне потрясающе похожа на Феклу Толстую. Лишь третья, самая интеллигентная из троицы, не похожа ни на кого. Всем троим предстоит пережить сложные жизненные испытания всего за один день до предстоящего ток-шоу. Блондинка даст отставку своему бойфренду: есть и покруче него. Другая переживет отставку сама. Третья переживет сложный разговор со своим спонсором, уличившим ее в связи с бандитом. И хотя все девушки играют свои роли в манере отстранения, скорее литературных чтений, чем переживания роли, но каждой даны моменты полного вживания в образ, яркого изображения. Это очень удачный прием режиссера Руслана Маликова, который известен театралам благодаря таким остросоциальным спектаклям, как «Большая жрачка» и «Манагер», — об изнанке рекламного бизнеса и о жизни среднего менеджерского звена соответственно. Режиссер явно набрал мастерства. Это видно уже по тому, как он строит первую сцену. Это как раз разговор о браке. Девушка сидит к нам спиной, мы видим ее худенькие острые лопатки, голые беззащитные позвонки. Визуальный образ беззащитности, обнаженного тела — очень яркая образная деталь.
В этом спектакле все актеры прекрасно работают. И актрисы Ирина Брагина, Ольга Тенякова и Ольга Гулевич, играющие телеведущих. И актер Сергей Юшкевич, исполнитель роли всех бойфрендов, а также парламентера, — у него очень яркая изящная работа, все в той же манере отстранения-вживания в роль. Конечно, исполнитель главной роли Андрей Смоляков придает всему зрелищу весомость и драматическое наполнение. Недаром критики отмечали, что, судя по этой работе, актер явно созрел для шекспировских ролей.
У спектакля «Небожители» лаконичная сценография. Это телеэкраны, которые быстро трансформируются в основания журнального столика. Одел персонажей спектакля Андрей Шаров, художник и модный дизайнер одежды. Упакованы герои очень стильно. Вообще весь антураж подобран реалистично, со знанием дела — тут и вилочки для устриц, и разговор об аквабайке и горных лыжах┘ Все удовлетворяет любопытство зрителя.
Но финал этой истории печален — бомба взорвалась, погибла девушка, та, которая стремилась к успеху любой ценой. Цена оказалась слишком высока, но вряд ли это остановит подобных героинь в реальности. Слишком заманчива цель.

22 Марта 2007

Источник:

Россiя