En

Фестиваль расширяет территорию

Что лучше? Провести фестиваль по беспроигрышному сценарию, как принято, в Москве или в Санкт-Петербурге. Как не крути, а потенциально продвинутой публики в двух столицах ощутимо больше, чем в любом самом многонаселенном городе необъятной отчизны, да и фестивальная инфраструктура ощутимо лучше, и спектакли развести в течение одного дня легче по разным оснащенным сценическим площадкам, или… или все-таки рискнуть?

Быть может, фестивалю стоит отъехать от Москвы не за сто первый, а тысяча первый километр?

Именно так решили организаторы престижного фестиваля «Территория».

Арт-директор фестиваля — культовый актер Евгений Миронов, который определяет идеологию фестиваля со своими не менее раскрученными коллегами режиссером Кириллом Серебренниковым, актрисой Чулпан Хаматовой, Теодором Курентзисом и др.

Итак, на этот раз «Территория» доедет до Урала — города Перми, в котором и состоится фестиваль современного искусства с 10 по 20 сентября.

Здесь нужно сказать, что фестиваль поддерживает Администрация Президента РФ. И вот почему. Фестиваль изначально имел высокое покровительство и, вероятно, не столько потому, что талант Евгения Миронова производит на властные структуры сильное художественное впечатление. Тут дело в другом. Равнодушие к социальным вопросам поколения сорокалетних, их нежелание сотрудничать с какими-либо политическими партиями и общественными движениями, даже профессиональными сообществами, призванными помогать, к примеру, деятелям театра, не могли быть незамеченными. На Старой площади, скорей всего, не без основания подумали о предоставлении прав новому поколению, поддержке новейших театральных генераций. 

Одним словом, в коридорах власти инициировали инициативу.

Евгений Миронов привлек к делу имена, которые ассоциируются либо с высокими художественными достижениями и большой популярностью, как актриса Театра «Современник» Чулпан Хаматова, либо с вызовом сложившейся классической системе ценностей, как режиссер Кирилл Серебренников, либо со страстью к эксперименту, к чему бы не прикоснулась дирижерская рука композитора Курентзиса. Правда, Евгений Миронов с его устойчивой привязанностью к психологическому театру и мхатовской традиции выглядит в этой компании отчасти чужаком. Сыграв к своим сорока годам почти все, от Гамлета до князя Мышкина, поработав практически со всей ведущей отечественной режиссурой, а также не с худшими, а с лучшими представителями европейской режиссуры, например, Питером Штайном и Декланом Доннелланом, у Миронова возник, если не кризис, то вопрос, сопутствующий кризису: «А что дальше?»

Можно предположить, что этот талантливый артист интуитивно понимал, что надо брать какую-то новую высоту, пробовать себя в неожиданном качестве. Так возникла идея сыграть Фигаро Бомарше. Однако эта постановка не стала новой вершиной актера Миронова, а его назначение на руководство Театром Наций сопровождали самые разные критические комментарии. И не всегда безосновательные. В ответ на критику Евгений Миронов тогда и сформировал штаб, который инициировал фестиваль «Территория», адресованный в первую очередь театральной молодежи, учредил премию поддержки инновационным проектам и театральной педагогике. Дело запустили как знак модного, продвинутого театрального движения нового истеблишмента.

На каждый фестиваль свозились студенты театральных вузов со всей России, приглашались провинциальные педагоги, которых зачастую шокировали, к примеру, спектаклями венгра Шиллинга. Преподаватели, хранящие верность академическим традициям школы, приходили в ужас от мизансцен, в которых обнажались мужчины, а их гениталии увеличивала камера во весь экран. Срез нового европейского искусства, представляемый «Территорией», резко разводил аудиторию по разные стороны баррикад, что собственно, и является необходимым свойством новейшего искусства. Кстати, Шиллинг в этом году получил малую европейскую премию «Европа — Театру», которую вручали режиссеру во Вроцлаве, польском городе, принимавшем одноименный фестиваль в начале апреля этого года.

Сейчас в уральскую Пермь на фестиваль «Территория» (который проводится при участии Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края) приедет другой лауреат престижной европейской премии — итальянец Пиппо дель Боне и покажет спектакль «Дикая темнота».

Пермскую публику, ту ее часть, что воспитана на «Щелкунчике» и «Спящей красавице» подкарауливают шокирующие испытания. Этот итальянский режиссер на вручении премии во Вроцлаве сказал: «Болезни нет, есть гандикап». Это не красивая фраза, а выстраданные слова человека, который узнал, что болезнь все-таки есть. Однажды врачи сообщили ему, что он ВИЧ — инфицирован. Молодой жизнерадостный красавец, который любил ставить и играть веселые скетчи (Пиппо любит комедию и сейчас), вдруг осознал, что в мире есть боль. Так он приобщился к миру страданий. В неврологическом госпитале режиссер увидел человека с флажком, на котором было написано: «Я - нормальный». И поверил этим словам. Он, можно сказать, похитил этого человека — по имени Бобо, — взял к себе в театральную труппу, в которой Бобо играет сегодня. Американский бездомный, итальянские Дауны — всем им режиссер находит место в своем спектакле «Дикая темнота», в котором образ умирающей Венеции — символика трагического карнавала и дух итальянской красоты декаданса — сливаются в один мотив: приближения смерти. И красота, и человек тленны, смертно несовершенство, но смертно и совершенство.

Образованной публике самой Перми, Екатеринбурга и Кирова — городов соседей, фестиваль «Территория» поможет раздвинуть границы театрального восприятия. Поедут на фестиваль и москвичи.

14 Августа 2009

Источник:

РИА «Новости»