En

Филипп Григорьян: «Спектакль должен сам себя ставить»

О спасительном мишке, ежике под черепом, страсти к компьютерным играм и симпатии к поп-культуре.

InnerVIEW — первая масштабная попытка взглянуть на современное искусство изнутри. В формате интервью-бесед ведущие театральные режиссеры, продюсеры, композиторы, менеджеры, кураторы, исполнители, музыканты, художники, драматурги и писатели делятся с шеф-редактором «Вашего Досуга» Inner Emigrant своими взглядами на профессию и размышлениями о происходящих тенденциях. Гостями уже были Максим Диденко, Кристоф Рок, Всеволод Лисовский, Ильдар Абдразаков, Томас Остермайер, Максим Виторган, Анатолий Васильев, Патрик де Бана, Владислав Наставшев, Виталий Полонский и Антониос Кутрупис, Жан-Даниэль Лорье и Мартин Жак.

Тринадцатым героем стал режиссер, который на новый уровень выводит визуальный театр. В его спектаклях поэзия Маяковского пересказывается смайлами Emoji, песни Летова исполняются в эстетике кабаре, известный роман Берджесса «Заводной апельсин» озвучивается текстами из Google Translate, а мольеровский Тартюф превращается в Григория Распутина, оказавшегося приближенным к царской семье Николая II. А еще он — единственный театральный режиссер, в спектакле которого на сцену выходил действующий кандидат в Президенты России.


Филипп Григорьян (ФГ) рассказывает Inner Emigrant (IE) о спасительном мишке, ежике под черепом, страсти к компьютерным играм, симпатии к поп-культуре и признается в любви ко всему милому. А так же раскрывает секреты принципов своей работы в театре и новых спектаклей в школе-студии МХАТ и Большом театре РФ.

О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

IE Правильно ли я понимаю, что в такой системе координат документальный театр тебе не интересен? Тебе художественное осмысление реальности ценнее самой реальности?

ФГ Вот смотри, есть например драматург Павел Пряжко. Я недавно с младшими Брусникинцами поставил еще одну его пьесу «Пушечное мясо». В ней потрясает имитация вербатима, который вдруг переходит в поэзию. Ты не замечаешь, не видишь эту грань, где вербатим превратился в поэзию, ты не можешь найти это место, потому что это никогда не было вербатимом. Потому, что это всегда был полностью выдуманный, сконструированный автором текст, выдаваемый за вербатим. Безусловно, социальный аспект, он важен, и как театральную практику я это даже можно сказать люблю и с удовольствием воспринимаю, ну, уважаю, как минимум. И да, театр, это разговор с обществом. Но разговор немного под другим углом, чем на кухне или митинге. Хотя так тоже бывает. 

Фото со спектакля «Пушечное мясо»
Фото со спектакля «Пушечное мясо». Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»

О «ПУШЕЧНОМ МЯСЕ» И СТУДЕНЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

IE Недавно у тебя вышел спектакль «Пушечное мясо» со студентами школы-студии МХАТ, курсом Дмитрия Брусникина. Увидеть тебя режиссером в студенческом театре было большой неожиданностью. Как это случилось? Почему студенты?

ФГ Фестиваль «Территория» продюсирует этот проект. А я давно хотел сделать что-то с Мастерской Брусникина. Мы еще прошлым летом говорили об этом, и с Мариной Станиславовной (режиссер Марина Брусникина — прим. редакции) и с Катей (директор фестиваля «Территория» Екатерина Якимова — прим. редакции). Катя Якимова и фестиваль «Территория» стали заниматься этим курсом и предложили мне сделать какой-нибудь спектакль с ними.

IE Любой?

ФГ Ну да, любой.

IE И ты выбрал «Пушечное мясо» Павла Пряжко?

ФГ Это история про продюсирование. Мы понимали, что нужна новая не поставленная пьеса. Я хотел Пряжко. И потом, у меня было всего два месяца для работы со студентами. Порой 7-10 минутный отрывок со студентами делается по полгода. Мольера бы я за это время не поставил никогда. 

IE Получается, современных драматургов ставить проще?

ФГ Просто я в Пряжко ориентируюсь. Я не скажу про всех современных, но в Павле Пряжко ориентируюсь хорошо. И да, пьеса одноактная. 

IE Вспоминая про амбиции, насколько эта работа для тебя студенческая? Это большой спектакль или некий этюд-эксперимент?

ФГ Это студенческий спектакль, но он не сделан с какими-то скидками большими. Я скидок никаких не делал. 

IE А ты делаешь законченный продукт или допускаешь, что если все получится, то со временем тебе придется его доделать, доработать, перенести на основную сцену?

ФГ По-разному делаются спектакли. Где-то приходишь с экспликацией с готовыми мизансценами, а тут мы шли и сочиняли на ходу — немного другой принцип работы. Но, мы шли на результат, это не было экспериментом.  

IE Но ты не подразумеваешь, что потом доделаешь большие и дорогие декорации…

ФГ Нет, так никто не делает. Это бесполезно. Это абсолютно никому не нужно. Знаешь,после премьеры, как после драки, особо кулаками не машут. Что-то можно допилить, но вообще, для современного режиссера, премьера – это конец работы. Дальше только авторский надзор над состоянием. 

Фото со спектакля «Пушечное мясо»
Фото со спектакля «Пушечное мясо». Источник: пресс-служба фестиваля «Территория»



13 Июня 2019

Источник:

Ваш Досуг