En

Явор Гырдев провел мастер-класс в Москве

В Европе болгарский режиссер Явор Гырдев известен, прежде всего, своими театральными работами, но российские зрители знают его как талантливого кинематографиста. Его дебютный фильм «Дзифт» завоевал в этом году приз Московского Международного кинофестиваля. На днях Явор вновь приехал в российскую столицу. На фестивале «Территория» он провел мастер-классы, посвященные проблеме восприятия времени в спектакле. Об одном из уроков рассказывают «Новости культуры».

Его мастер-класс посвящен сюжетному, сценическому времени, а также времени зрительского восприятия. Не стоит забывать, что этот режиссер публикует статьи по искусству в толстых журналах и возглавляет художественную группу. Кому-то из аудитории его лекция может показаться слишком заумной. Поэтому остаются только те, у кого время зрительского восприятия совпадает со временем сценического действия Явора Гырдева. «Очень интересно было думать, что я буду участвовать в семинаре „Искусство завтра“, потому что это очень дерзко», — замечает Гырдев.

В 2004 году он показал в Москве «Человека-подушку» Мартина Макдонаха, который тогда еще не был известен в России. Гырдев заключил «Человека-подушку» в прозрачный куб, отгородив свою жесткую интерпретацию пьесы от зрительного зала.

Вообще, в режиссуре Явора Гырдева мало лирики и сентиментальности. Сложно представить, чтобы он заинтересовался, например, шекспировскими «Ромео и Джульеттой». Впрочем, возможно, для этого нужно пропустить трагедию через социально активную творческую позицию режиссера. «Серьезное искусство не состоит только в политической критике, оно состоит в критике бытия. Хорошие пьесы и хорошие драматургические материалы, даже если они политические, даже если они сентиментальные, они касаются проблем бытия, проблем смысла жизни, проблем смерти и любви», — убежден Явор Гырдев.

Совсем недавно в Варне отыграли премьеру «Калигулы» Камю. Можно только догадываться о трактовке Гырдева. Тем более, что это была давняя мечта режиссера. Впервые пьесу Камю он прочел в девятом классе. «Калигула делает путч на самого себя. Это спектакль экзистенциального парадокса. Это такой экзистенциальный панк — что-то вроде», — замечает режиссер.

Его экспериментальный черно-белый «Дзифт» начинается и заканчивается песнями на русском языке. Однако невозможно сформулировать жанр его киноработы. После Московского кинофестиваля писали, что «Дзифт» — это смесь неонуара и соцреализма. Ко всему этому прибавилось еще и сходство героев с персонажами из «Деликатесов» Жене. В любом случае, кинодебют 36-тилетнего Гырдева сначала неофициально признали самым стильным фильмом смотра, а потом официально наградили призом за лучшую режиссуру. «У нас еще будет возможность показать эту картину в различных местах мира, и есть предложения на следующие проекты. У нас с автором „Дзифта“ есть два новых проекта. Один называется „Неон“», — рассказывает Гырдев.

Про себя Явор Гырдев говорит: «Я человек мира. Могу работать и жить в любом месте». Помимо русского, он свободно изъясняется на английском, немецком, французском, знает латынь, древнегреческий и старославянский. При этом он совсем не исключает возможности поставить свой следующий спектакль в России. 

7 Октября 2008

Источник:

Новости культуры (www.tvkultura.ru)