En

Как дописать Моцарта

Фестиваль современного искусства «Территория» в сущности не предполагает деления на разные виды искусства. И понятие музыкальной программы, равно как театральной или танцевальной, существует на фестивале скорее для удобства. В общем все, что связано с именем одного из арт-директоров фестиваля дирижера Теодора Курентзиса, это и есть музыкальная программа «Территории».

Концертная программа «Музыка без границ» составлена из мировых или московских премьер сочинений, в том числе созданных специально для «Территории». Творческая концепция дирижера Курентзиса, новосибирского ансамбля Musica Aeterna и хора The New Siberian Singers — идея вечности и преемственности музыки, стремление к разрушению барьеров между стилями и эпохами, репертуарное соединение старинных произведений, исполняемых на исторических инструментах, и современной музыки.

В программе концерта, сформированной Теодором Курентзисом и исполняемой самим дирижером, его ансамблем, хором и приглашенными солистами, прозвучат сочинения Вольфганга Амадея Моцарта и современных русских композиторов. В первом отделении концерта зрители смогут услышать минималистическое произведение Антона Батагова «Человек, который стал Радугой», вдохновленное тибетско-буддийскими легендами и притчами. Контрастом ему станет абсурдистское по духу и жесткое по языку сочинение Бориса Филановского «Нормальное» на тексты из «Нормы» Владимира Сорокина с участием «экстремального вокала», принадлежащего непосредственно композитору.

Второе отделение концерта — премьера проекта Теодора Курентзиса, необычайно смелого и спорного по замыслу, подчеркивающего призрачность границ между музыкальными эпохами. Это «Реквием» Моцарта. Но не в хорошо нам знакомой редакции Зюсмайра, ученика Моцарта, дописавшего произведение, оставшееся незавершенным практически наполовину (например, многие едва ли догадываются, что из самой знаменитой части Реквиема Lacrimosa Моцарт успел написать лишь первые восемь тактов). Курентзис выступает с идеей интертекстуального решения: «Реквием» прозвучит в том виде, каким он остался к моменту смерти своего создателя, а музыка неоконченных или отсутствующих частей написана нашими современниками. Четыре автора — Антон Сафронов, Владимир Николаев, Сергей Загний и Анатолий Королев — предлагают свои версии завершения и вступают с Моцартом в дерзкий, но ответственный стилистический диалог.

Заключительное событие «Территории» — мировые премьеры двух музыкальных произведений, написанных специально по заказу фестиваля: сценической кантаты «Богини из машины (Deae ex machina)» и оперы «Станция». Их авторы — греческий композитор Андреас Мустукис и российский композитор Алексей Сюмак — хорошо известны европейской публике, их музыку исполняют знаменитые оркестры.

Опера «Станция» (либретто Димитриса Яламаса и Теодора Курентзиса) представляет собой сложный и многоязычный пазл из цитат, аллюзий и реминисценций. Место действия задано сюрреалистическим стихотворением Мильтоса Сахтуриса: это и железнодорожный путь, по которому давно не ходят поезда, и какое-то мрачное кладбище. Время действия задано тем же стихотворением: мелькают не поезда, а годы, жизнь проходит словно сон. Здесь сплетаются языки — древнегреческий, латынь, древнееврейский. Софокловская «Антигона», любовники с шагаловских картин, библейская Песнь песней, парижские мотивы и т. д. — времена и эпохи склеиваются, спрессовываются, раскрывая и проясняя друг друга. Истории гимнасток, под которые легко подставляются реальные имена и биографии, и настойчиво повторяемый сюжет о византийском полководце Велизарии объединены в притчу о несправедливости, неблагодарности — и недолговечности земной славы.

По идее режиссера Кирилла Серебренникова и дирижера Теодора Курентзиса зрители вслед за музыкантами и участниками действа будут передвигаться по лабиринту и аркам уникального пространства винных складов центра современного искусства «Винзавод»: их ждет спектакль-путешествие, необычный музыкальный перформанс без привычных мест-кресел — всего четыре камерных представления. 

3 Октября 2008

Источник:

Коммерсант-Weekend