En

Кирилл Серебренников даст бой мертвечине

В Москве уже в третий раз пройдет театральный фестиваль «Территория», который откроют его устроители — недавно увековеченные на Аллее Славы Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, актриса Мария Миронова, а также лауреат Римского кинофестиваля Кирилл Серебренников и другие герои нашего дня.

 — Является ли ваш фестиваль своеобразным актом протеста остальным современным экспериментальным проектам? — с таким вопросом обратились Дни.Ру к Кириллу Серебренникову.

 — Экспериментальных проектов так мало, что им противостоять нелепо. Мы это делаем в противостояние современной театральной мертвечине, — ответил режиссер.

Он стоял посередине сцены клуба «Актовый зал» в кругу друзей — Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой, Теодора Куртензиса, Андрея Ураева. Все они являются организаторами фестиваля «Территория», проводимого в третий раз за последние три года. С 30 сентября по 10 октября на нескольких площадках Москвы — от проекта FAБRИКА до сцены театра «Мастерская Петра Фоменко» — будет проходить театральное действо, призванное создать новое поле деятельности для современных авторов.

Отличие «Территории» от многих других фестивалей в том, что этот смотр будет не только демонстрировать необычные проекты, сколько обучать русских радетелей визуального искусства искусству самовыражения. К необычным проектам относится, в частности, дописанный четырьмя композиторами «Реквием» Моцарта, не законченный им при жизни: Антон Сафронов, Владимир Николаев, Сергей Загний и Анатолий Королев представят в рамках музыкальной программы фестиваля под руководством Теодора Куртензиса завершенную за великого мастера самую жизнеутверждающую католическую мессу в мире.

Именно об этом говорил Кирилл Серебренников, выступающий перед зрителями в очках a la Кани Уэст. «Все, что будет на „Территории“, — в первый раз. И это в том числе. Это прежде никогда не игралось. Оперы — это первое исполнение, мировая премьера. Это будет играться в катакомбах на Винзаводе. Это все будет необычным. Наш фестиваль — это своего рода школа», — заключил он.

Дирижер Куртензис в рамках своего проекта «Музыка без границ» споет сам, а кроме того представит и заморских гостей, в частности композитора Йоргоса Адамиса и его ансамбль из Лос-Анджелеса. В основную программу фестиваля также входит постановка «Войцек» по пьесе Бюхнера: произведение сделано корейскими авторами, идеологами танцевального искусства.

«Лаборатория Дмитрия Крымова», в этом году удостоившаяся престижной театральной премии «Золотая маска», также примет участие в «Территории»: спектакль «Opus 7» пройдет на сцене Школы драматического искусства, породившей «Лабораторию». Награжденный «маской» «Демон. Вид сверху», меж тем, впервые был продемонстрирован именно на «Территории», поэтому фестиваль, вероятно, имеет все шансы стать настоящим подспорьем для действительно стоящих театральных событий. 

На вопрос Дней.Ру о том, хотел бы Кирилл и его коллеги продолжить это образовательное действо не на фестивальной основе, а на постоянной, режиссер ответил: «Мы еле это сделали, у нас же у всех дела. Это очень успешное дело — на фестиваль невозможно попасть». И верно, попасть на «Территорию» действительно нелегкое дело: в частности, мастер-класс от Дзе Канамори, тренинг духовного воспитания, предназначен лишь для артистов. А между тем это одно из самых ожидаемых событий фестиваля.

Организаторы имеют право, потому что позиционируют фестиваль как нечто совершенно отличное от прочих событий в области арта. Вот что на этот счет говорит Серебренников: «Если у вас нет ходов, чтобы понять современное искусство, вы его никогда не поймете. Если вы идете вперед попой, то у вас ничего не выйдет. Современное искусство так ярко, безумно развивается, оказывается настолько нужным людям! Театры, визуальное искусство — они имеют социальную функцию. За границей, в Лондоне например, эти люди не являются увеселением начальства, богатой публики. Настоящее визуальное искусство нужно человеку и говорит непосредственно с человеком.

Это то, что мы, русские, безвозвратно утеряли. У нас такой театр вообще: мы привыкли этим гордиться. Современного танца у нас практически нет, независимого, я имею в виду. Все наши олигархи приучены открывать галереи и покупать дорогие картины, чтобы их дома повесить. А что делать с современной академической архитектурой? А что делать современному танцу? Для них нет площадок, для них нет пространства и эксперимента. В связи с этим мы делаем один проект: мастерские. Их будет 5-6 по всей стране, где современный художник, который может за грант приехать в наше государство и заниматься экспериментами, лабораторией и потом выпустить свою продукцию. Но! Сейчас места, где могут разместиться молодые профессионалы, у нас нет. Поэтому у нас чудовищная творческая эмиграция. У нас даже все композиторы почему-то в Германии живут».

Помимо прочего, на «Территории» будут мастер-классы от Аллы Демидовой, британки Кати Бенджамин и лауреата 30-го ММКФ Явора Гырдева, который расскажет о взаимоотношениях артиста, режиссера и музыканта с временем. Национальный хореографический театр Орлеана представит танцевальную постановку «Антракт», совмещающую в себе элементы танца, цирка, пантомимы и инсталляции. А Андреас Мустукис покажет симфонический перформанс «Богини из машины» на Винзаводе.

Оперой Алексея Сюмака «Станция» завершится это 11-дневное мероприятие — в такие сжатые сроки «Территория» рассчитывает закончить свои обучающие действия. Будет ли учение достойным своего профессионального статуса и окажет ли положительное действие на зрителей, покажет время.

30 Сентября 2008

Источник:

Дни.Ру