En

Клерк российский обыкновенный

Августовские премьеры всегда попадают в зону повышенного зрительского внимания. Прошлый сезон умер, новый еще не родился, и в межсезонье «Театр.doc» выпустил спектакль «Манагер», который собрал около маленького подвала в Трехпрудном переулке толпы желающих полюбоваться на жизнь российских клерков. Многие на спектакль не попали: небольшой зал всех не вместил. 

«Манагер» сделан в лучших традициях «Театра.doc»: актеры играют не только без аффектации, но и успешно скрывая, что они актеры. Хотя порой возникает впечатление, что скрывать им нечего. Режиссер (Руслан Маликов) тоже стремится к самоустранению. Главное — тема. И - поближе к жизни, еще поближе, и без всяких там художественных изысков. В основе спектакля — интервью с офисным населением, которые проводили авторы «Манагера», сочиненные режиссером и актерами тексты, журналистские материалы о том, чем живут, о чем тоскуют и к чему стремятся российские менеджеры среднего звена. Ну очень среднего.

Мы в современном московском офисе. Стол, несколько стульев. С потолка свисает красная трубка телефона. Начальница (по ее интонациям сразу понятно — начальница, вариантов нет) бормочет, какие ей требуются подчиненные: «коммуникабельность, здоровые амбиции, умение убеждать, презентабельность». В офис является молодой человек, который собирается успешно использовать свои амбиции и коммуникабельность. Постепенно пространство обживается: за стеной орет матом начальница, секретарь около дверей верещит что-то бесконечно важное про чай и кофе. Один из героев, Сергей, узнаваем: каждый, наверное, встречал в офисах такое существо — он горд своими обходительностью и лоском, и вежливость его порой агрессивна. Кстати, об узнаваемости — здесь, кажется, побиты все рекорды. Зрители, которые служили и служат в подобных конторах, после спектакля уверяли, что именно так у них все и происходит. 

Первый час из трех спектакль идет легко, актеры шутят, зритель смеется. Но в течение последующих двух часов «Манагер» топчется на месте. Тут бы и вмешаться режиссеру, взять спектакль в свои руки и произвести самые простые операции — отсечь лишнее, наладить темп, расставить более четко акценты. Но, кажется, режиссура не входила в концепцию. Спектакль брел куда ему вздумается, останавливался, потом вдруг бежал, у него появлялась одышка, и он снова впадал в сон. «Манагер» затянут потому, что зрителю хотели вдолбить мысль, как абсурдна и по сути страшна жизнь клерка российского. А поскольку изощренных приемов для этого не нашлось — пришлось заняться повторением тем и слов. С другой стороны, изощренных приемов и не может быть в арсенале «Театра.doc» — на то он и «док». Иначе придется воспарить, начать буйно фантазировать и тем самым погубить самое дорогое — документ.

А ведь в какой-то момент становилось жутко — когда эти молодые люди, подсевшие на презентации и тендеры, беззаветно тратили столько эмоций и слов на какую-то чушь, в которой сами разбирались слабо. И было понятно, что спектакль не о клерках, а о гораздо большем количестве людей, что абсурд заключен в самой что ни на есть реальнейшей реальности. Мне думается, этот важный в спектакле момент надо было подхватить и, может быть, поступать с материалом более смело и в результате более художественно. Но выходит, что режиссер и актеры, как и их герои, в плену своих принципов и представлений, от которых не желают (или пока не могут) отступить ни на шаг, словно обрели театральную истину.

22 Августа 2005

Источник:

Известия