Спектакль не нов. Премьера его оригинальной версии состоялась в парижской Opera Bastille еще в 1993 году. С тех пор «Баттерфляй» облетела полмира и теперь приземлилась в Москве. Хотя здешнюю ее постановку даже толком нельзя назвать арендной, поскольку Большой, не поскупившись на дорогостоящий уилсоновский
С традиционной оперной точки зрения все это, особенно декорации, какое-то небогатое. Буквально не на что смотреть: ни дома, ни сада, в которых легкомысленный американский лейтенант Пинкертон оставил горевать свою доверчивую японскую жену
Впрочем, скупым интерьером и еще более скупыми телодвижениями актеров (в случае с «Баттерфляй» имеются все основания вспомнить про японский традиционный театр) Уилсон, который уже
А она у них
На премьере эту роль играла умелая, добросовестная и скучноватая Адина Нитеску сопрано румынского происхождения с хорошим послужным списком и уже немного заезженным голосом, которая продолжила парад среднестатистических импортных солистов, приглашаемых в последнее время Большим театром. Именно сцена ее во всех смыслах мучительного ожидания, а вовсе не мелодраматическое самоубийство в финале кульминация спектакля. И напряженную статику этой сцены должны были оттенять эмоциональный оркестр (это получилось, работа впервые приглашенного в Большой итальянского маэстро Роберто Рицци Бриньоли оказалась едва ли не самой качественной частью постановки) и выразительные сомнамбулические перемещения по сцене полуголого мальчика (этого не получилось, они казалась надуманными и схематичными, хотя режиссер здорово надбавил годков сыну Баттерфляй, справедливо рассудив, что трехлетний малыш, который требуется по либретто, не справится с предложенным ему сложным театральным текстом).
Вполне достоверно выглядели Марат Галиахметов в роли профессионального сводника Горо и Елена Новак в роли служанки Сузуки, роботообразными движениями представлявшие жителей непонятной японской цивилизации. Но европейцы, в первую очередь виновник всех несчастий Пинкерон (его пел голосистый, но однообразный Роман Муравицкий), держались либо обыденно, либо неестественно. И можно предположить, что после отъезда автора спектакля новая «Мадам Баттерфляй» отшлифованнее уже не станет.