En

Кто поселится в Театре Корша

Две истории будоражат театральную Москву в отсутствие шумных премьер: возглавит ли литовский режиссер Римас Туминас Академический театр имени Вахтангова и отдадут ли Театр Наций в руки Евгения Миронова. На первый вопрос ответ откладывается до весны, обе заинтересованные стороны согласны в том, что подходить к нему следует без ажиотажа, спокойно. На второй пока определенного ответа тоже нет, вернее, ничего не решено и не подписано. Но поговорить можно. А может, и нужно.

Мысль о филиале МХАТа, который несколько десятилетий был прописан на улице Москвина, в бывшем Театре Корша, впервые прозвучала минувшим летом из уст худрука МХТ имени Чехова Олега Табакова: если бы у театра была вторая сцена, заметил Табаков, МХТ имени Чехова «в нынешнем его рабочем состоянии вполне мог подобраться к тому, чтобы стать самоокупаемым коллективом». Из слов Табакова можно было даже сделать вывод, что у него есть основания полагать, что сцена, которая сегодня находится в ведении Театра Наций, а до того 30 лет была филиалом МХАТа, может снова оказаться частью Художественного театра.

Прошло полгода, а еще – фестиваль современного искусства «Территория», материально и морально поддержанный администрацией президента. И вот одному из его организаторов и инициаторов, Евгению Миронову, дают свой собственный театр. Или хотят дать. Или – могут дать. А идея, говорят, вернуться к идее Театра дружбы народов, ныне – Театра Наций, то есть приглашать и принимать театры из республик бывшего СССР и разных городов России. Но, если я, конечно, не ошибаюсь, у Евгения Миронова и Ко, судя по «Территории», – совсем другие эстетические ориентиры. Спектаклей на фестивале было только два, но оба – совершенно определенного направления, с многочисленными обнажениями, чаще – мужского, чем женского, тела, с использованием всех тех приемов, которые характерны для экспериментального, андеграундного театра, где шок важнее смысла.

Что касается нынешней жизни Театра Наций, то не так давно ремонтные работы в нем перешли в завершающую стадию, свидетельство чему – открытие ресторана. Но параллельно ремонту Театр Наций проводит ежегодные фестивали театров малых городов России, фестивали «Национальные достояния России», «Театральный город», первым в Москве провел фестиваль современного танца. Кроме того – это добрый десяток выпущенных здесь спектаклей в рамках проекта столичного Комитета по культуре «Открытой сцены», так что в нынешнем своем виде Театр Наций – одна из немногих в городе более или менее свободных – в эстетическом смысле – площадок. Здесь не воспринимается как противоестественное соседство, скажем, драматических фантазий Андрия Жолдака и современной оперы Романа Львовича по мотивам «Ревизора». Официально трудовой договор нынешнего директора Театра Наций Михаила Чигиря с Федеральным агентством по культуре и кинематографии заканчивается 31 декабря 2007 года. Однако некоторое время назад ему предложили место заместителя директора Малого театра, и почти одновременно в театральном мире заговорили о том, что бывшее здание Театра Корша (ныне – Театр Наций) могут отдать Евгению Миронову. Выдающийся актер, равных которому нет в нашем театре, правда, никогда режиссурой не занимался, правда, как раз в декабре выйдет его первый продюсерский проект – «Фигаро. Событие одного дня».

Но ничего странного нет в том, если бы в Роскультуре сочли деятельность нынешних менеджеров Театра Наций неэффективной. Фестивали, конкурсы, концерты... А мы хотим, чтобы было еще лучше. Нормально!

Но не лучше ли в таком случае, не правильнее ли объявить в таком случае открытый тендер, впервые в России объявить конкурс на лучшую программу для такого театра – с национальными акцентами и вниманием к российским окраинам. В конце концов, не странно ли, что по 94-му федеральному закону любые бюджетные выплаты, начиная с 60 тысяч, надо проводить через конкурс, а тут – такое богатство – и просто так, за недюжинный актерский талант и, как говорится, красивые глаза? Сомнений нет, что сам Миронов обеими руками будет «за».

11 Декабря 2006

Источник:

Независимая газета