Многие до сих пор называют этого человека Леликом (вспоминая данное ему мамой ласковое прозвище). Но произносят его
Накануне своего юбилея Олег Павлович Табаков убыл в долгосрочную командировку на съемки у Иштвана Сабо, сделав тем самым изрядную «козу» журналистам, пытавшимся взять у него интервью. Не избежал подобной участи и автор этих строк, которому будущий юбиляр накануне отъезда, расплывшись в своей знаменитой улыбке, мягко, но решительно «дал отлуп». Кстати, об этой улыбке. Она может быть официальной, чиновничьей. Или хитрой, ироничной и пронизывающей. Иногда эта улыбка становится нежной и доброй. Но это когда речь заходит о близких людях, учениках, коллегах, с которыми съедено немало центнеров соли. Но такая улыбка появляется редко, и уж во всяком случае не перед объективами камер и множеством охочих до сенсаций глаз. При этом все, кого Олег Павлович любит, ощущают на себе не только его улыбку. Если требуется, он в лепешку разобьется, но сделает для них все возможное и невозможное. У учеников, какими бы знаменитыми они ни стали, при упоминании имени учителя теплеют глаза.
Евгений, почему актеры, рассказывая о своей судьбе, так часто вспоминают своих учителей? Педагог для актера это его визитная карточка?
Это даже не визитная карточка, а группа крови, по которой можно определить, кто ты. Вот и Олег Павлович Табаков дал мне немного своей крови. Я ему по гроб жизни буду благодарен за это и за то, что он помог моей семье. Работая в первые годы в его театре, я сильно заболел. Приехали родители, и он их устроил без всякой прописки. Олег Павлович никогда не афиширует свою помощь, а просто помогает.
Говорят, в
Он был очень строгим учителем, как Роден, отсекал все ненужное, в том числе наши фальшивые представления о театре. У нас в «Табакерке» все очень много работают. Это хитрость и мудрость Олега Павловича, потому что в театре, где нет работы, начинаются гадости, а у нас все заняты, и на спектаклях всегда полно зрителей.
Однако вернемся к натуре ОП, которая не ограничивается лишь разными оттенками его улыбки. Одному Богу известно, как ему удается по несколько раз в день перевоплощаться из одного образа в другой: личину актера менять на
Раз просидел полчаса у его кабинета, ожидая аудиенции для интервью. В предбаннике было слышно все, что происходит в кабинете: это был глас истинного
Надо отметить, что в этом стремлении обаять Олега Палыча иногда «заносит». Заигрывается. Но это издержки актерства, которые тотчас прощаются. Ибо главное в его натуре вовсе не деловая хватка и не организаторский талант, а необыкновенный актерский дар. Сколько бы лавров ни стяжал он на «худруковских» и директорских постах, ничто не сравнится с его Олегом из розовского «Шумного дня» или с юным
Автор этих строк вот уже три года не может опомниться от его Луки в горьковском «На дне», поставленном в «Табакерке» Адольфом Шапиро. Много я видел актеров в этой роли: и столичных, и провинциальных, но лишь ОП вызвал слезы счастья. Наверное, здесь проявился истинный Табаков сильный, умный, сострадающий, осторожный, любящий. ..
Кстати, такой актерище, будучи худруком, вполне мог бы потащить одеяло на себя и играть в МХТе и своем «подвале» все возможное и невозможное. ОП этим не грешит: блюдет честь. (Да и о других надо думать: актеры ведь без работы хиреют и бузят). Между тем иногда начинаешь фантазировать: какой бы из него получился Лир, Фальстаф, Городничий, Крэпп! А он
(И тут приходится подпустить несколько «неюбилейных» колючек). Иногда так и подмывает воскликнуть:"Ну, зачем вам, дорогой Олег Павлович, полуяпонский «Король Лир» Тадаши Судзуки, замешанный на Шекспире?! Или
Он рубит лес, и, как водится, щепки летят во все стороны. Не щадит балласт решительно выбрасывает с борта. Не всем это по нутру, особливо балласту. И расползаются слухи о «волке-Табаке», для которого люди это только материал для строительства собственной карьеры. Но это вранье. Просто ОП очень честолюбивый (по-хорошему) мужик, и ему непременно надо доказать миру, что не зря взвалил на себя эту ношу два театра. Иной присвистнет: оно ему надо, в
Бывало ли так, что Олег Павлович не соглашался с вашим распределением ролей и настоятельно советовал взять
Для Табакова распределение ролей один из основных моментов в работе. Он очень любит своих артистов, заинтересован в них. Я всегда выслушивал все его предложения и не раз пользовался его гениальными подсказками.
Можете привести пример?
Ирина Пегова Соня в «Дяде Ване» Чехова.
А что касается иногда появляющейся на МХТовской сцене безликой «творческой продукции», то, думаю, ОП сам все прекрасно понимает. Однако, зная законы бизнеса, иногда идет против себя художника. Но зато порой решительно разрубает гордиев узел и снимает спектакли с репертуара. Несмотря на это, ему часто приходится надевать латы и отражать удары «злобных» критиков. Делает он это смущенно, немного как бы с ленцой. А в начале сезона собирает этих «злобных» на чашку кофе и в тесном кабинете выкладывает все начистоту. И тогда
ОП очень любит дарить