Владимир Сорокин оказался самым знаменитым либреттистом. В книгу Гиннесса его! Ведь до того дело дошло, что спрашивали: «А вы на оперу
В действительности же Большой театр, открывший свою Новую сцену специально для экспериментальных постановок, два года назад заказал наконец, по примеру всех крупнейших театров мира, новую оперу композитору Леониду Десятникову. А тот попросил написать либретто Владимира Сорокина.
И вот их опера «Дети Розенталя», как говорится,
Ожидались даже серьезные эксцессы в дни первых просмотров и особенно вчерашней премьеры. Но их не случилось по причине крайне спокойного содержания спектакля. Разве что в первые минуты премьеры: когда на сцене в тишине затянулась странная тревожная суета,
Может быть, самая большая провокация Сорокина имя Розенталь в названии. Так Синявский назвал себя Абрамом Терцем чтоб лишний раз досадить антисемитам.Да и созвучно благородному булгаковскому доктору Борменталю. Да был еще к тому же великий знаток русского языка Дитмар Эльяшевич Розенталь, справочником которого за милую душу пользуются по сю пору.
Сама же двухчасовая опера и прорыв невероятный в нашей культурной жизни, и разочарование одновременно.
Сюжет о клонировании пяти великих композиторов просто блистателен. Текст либретто отдельное произведение. Певцы поют хорошо (правда ни слова не понять, благо, полное либретто прилагается).
Музыка Десятникова ничуть не похожа на обычные натужные опусы современных композиторов, от которых по возможности вежливо скрываются руководители оперных театров. Интересные острые ритмы, оригинальная оркестровка, трогающие душу гармонии, потрясающие интонации, имитация стиля (не часто) Вагнера, Чайковского, Мусоргского, Верди, не переходящая в пародии. Это еще раз убеждает, что Леонид Десятников не последний человек среди выдающихся композиторов XXI века. Несколько ансамблей подлинные шедевры. На дуэты Татьяны и Моцарта хоть сразу штамп «классика» ставь. Это музыка прекрасная, высокая, ничуть не избитая, но и не утомляющая диссонансами.
То, что сегодня невозможно сочинить даже подобие оперы, подтвердит любой музыковед. А уж на современную тему В «Детях» их немало: загибы наших бывших партийных руководителей; наплевательское отношение к науке; еще более наплевательское к талантам, особенно к музыкальным. И уж совсем к сиротам. А еще жизнь бомжей, хором поющих: «Ай, незнамо за что! Ай, набили мордушку! Ай, отбили поченьки!»
Всем бы хороша опера, кабы не режиссура.
Эймунтас Някрошюс режиссер великий, но уже такой развеликий, что непонятна степень вседозволенности. Он позволяет хору вести себя как бог на душу положит это было заметно еще в его постановке «Макбета» в том же Большом. Несчастная массовка мечется, предоставленная самой себе. Он пасует перед оперными артистами (режиссер-то драматический), все норовящими глядеть и петь прямо в зал.
Видимо, Някрошюсу показалось самодостаточным либретто Сорокина оно и правда самодостаточно, вон у нас вся редакция читает. Но почему же вместо того, чтобы отточить каждый виртуальный алмаз до осязаемого бриллианта, режиссер столь небрежно отдает текст на откуп артистам, которым, понятное дело, в первую очередь спеть хочется чисто, а не текст там
Бесконечные массовки держущихся двумя руками за
Наиболее неприятно, что сам Някрошюс
В спектакле совершенно отсутствует шоу в хорошем смысле слова, которое тут так и просится. Все так чинно, без фантазии, без полета, без черемухи. Скучновато.
Где разглядели депутаты накануне «бесовщину» ума не приложу (мания преследования?). «Провинциальная самодеятельность» это,
«Человек с
«Большой творческой неудачей» спектакль никак не назовешь: в области оперы мы 30 лет стояли на месте как пень и вот однажды в весенний день решили выйти на тропу прогресса так вы поаплодируйте этой смелости,
Кстати, депутатам, зацикленным на вопросах порнографии, советую сходить на «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича вот где
И последнее. Видывали мы и не такие скандалы.
Да зачем так далеко ходить? Вон, в прошлом году на «Золотую маску» Новосибирский академический театр оперы и балета привозил «Жизнь с идиотом» Шнитке. Идиот Вова это Ленин. На ура прошло в колобовской «Новой опере». Помнится, там пели: «Вова стал более чистоплотным и почти не срет, не срет, не срет на пол!» Как хорошо, что мировая премьера прошла в
Идущим же вместе бегемотам, кстати, замечу: ох, не русское это животное! В нашей полосе обитает исключительно в зоопарке
И будь я директором Большого, подала бы в суд за моральный ущерб, нанесенный сейчас театру в результате всех несправедливых оскорблений и просто клеветы. Вся страна слышала и про «пошлость», и про «порнографию», и про «матерщину» одной из самых трогательных русских опер. Прям незнамо за что набили мордушку