En

«Территория»: «Монотонность» и мастер-класс от Юриса Поскуса

Картину «Монотонность» (“Monotonija”) представил в Москве режиссёр из Латвии Юрис Поскус (Juris Poskus). Показ фильма прошeл в рамках фестиваля «Территория». Кроме этого, автор пообщался со зрителями и рассказал, как создавалась лента.

На встрече побывала наш корреспондент Арина БОГДАН:

«Начиная разговор о ленте „Монотонность“ автор в первую очередь заметил: „Важно как снята эта картина“. Юрис Поскус говорит: „Мы не писали подробный сценарий. Я просил актeров играть небольшие этюды, и каждый следующий этюд вытекал из предыдущего. Поэтому про „Монотонность“ можно сказать, что в картине важное место занимает драматургия эпизода. Таких эпизодов 32“. Режиссер также признался, что „намеренно отказался от профессионального освещения, грима и всего того, что могло помешать артистам жить на площадке и слушать друг друга. В какой-то момент все они поверили в то, что происходящее перед камерой — правда“.

На вопрос: „Трудно ли было артистам играть без заранее выученного текста, импровизировать?“. Юрис Поскус ответил: „Да, играть с текстом всегда проще, особенно, если автор Чехов. Но я в свой фильм позвал актеров Нового Рижского театра. Во-первых, они все знают друг друга. А, во-вторых, Алвис Херманис некоторые спектакли создает именно по такому принципу — принципу импровизационных этюдов“.

Юриса Поскуса спросили: „Как рождались образы героев фильма?“ — „Артисты характеры своих персонажей заимствовали из реальности. Я поставил им задачу найти людей, которые чего-то хотят в жизни. Но, к сожалению, оказалось, что это не так-то просто — сейчас много тех, кто ничего не хочет“, — ответил режиссер.

Интересно, что бюджет ленты „Монотонность“ по нынешним меркам очень и очень маленький — всего 200 тысяч долларов. Юрис Поскус сказал: „Вся команда состояла из энтузиастов, и в меньшей степени они работали за деньги“. Что же касается проката картины, то автор надеется на то, что в Латвии зритель заинтересуется этой работой, ведь всем, кому за 30 должна быть понятна история 25-летних, которые понимают, что юность уходит, дружба становится конкуренцией, и надо вступать во взрослую жизнь. Но пока фильм ездит по фестивалям, и дома его не демонстрировали».

Напомним, что картина Юриса Поскуса «Монотонность» уже получила несколько наград. Так, например, на Московском международном кинофестивале лента удостоилась главной премии в конкурсе «Перспективы», а на фестивале «Киношок» Поскус был назван «Лучшим режиссером».

Между тем, в рамках форума «Территория» прошло не только представление фильма «Монотонность», но также и мастер-класс Юриса Поскуса.

Продолжает Арина БОГДАН:

«Самый первый вопрос, который задали Юрису Поскусу, был таков: „Почему документалист снял художественный фильм?“ Он ответил: „Многие режиссеры говорят, что нет разницы, какое кино снимать игровое или документальное. Я же считаю, что игровые фильмы создавать легче, вот и решил пойти по лёгкой дороге“.

Далее: „Вы себя представляете высокобюджетным режиссером?“. Поскус говорит: „Да, с удовольствием. Большой бюджет не исключает оригинальности мышления. Любой фильм можно воспринимать как эксперимент. Но при этом важно не стать ремесленником, так как искусство привлекает больше, чем ремесло. Но, вообще, если говорить о деньгах, то для создателей картин кино как казино — не известно, что станет с вложенными средствами“.

В зале поинтересовались: „Что Вы цените в актерах?“. Ответ: „Владение двумя правилами игры: умением слушать партнеров и чувствовать камеру или зрительный зал. Ну, а со стороны режиссера важно не дорепетировать, чтобы потом был элемент неожиданности“.

На вопрос: „Какие фильмы Вам нравятся?“ Юрис Поскус ответил: „Мне нравятся те фильмы, с которых половина зала уходит. А я сижу и думаю: или что-то не в порядке со мной, или с ними┘ Много смотрю российских лент. Так, например, среди последних мне очень понравились картины „Свободное плавание“ Бориса Хлебникова и „Прогулка“ Алексея Учителя. Что же касается фильма Звягинцева „Возвращение“, то думаю, он предсказуем: именно таких работ Европа ждет от России“.

Замечу, что у Юриса Поскуса два образования: лингвистическое и кинематографическое. Первое он получил в Латвии, второе — в Лос-Анджелесе. По этому поводу режиссер говорит: „Польза от обучения — это привычка регулярно работать. Ну, а знания лингвиста помогают мне создавать картины, ибо структура языка похожа на структуру фильма, анализ лингвистический похож на анализ кинотекста“.

И, наконец, совет начинающим режиссерам: „Главное — не повторять самого себя. Велик соблазн найти что-то, за что тебя все хвалят и использовать это постоянно. Надо всегда искать что-то новое“. По словам Юриса Поскуса, „самая большая смелость в кино — это быть дураком и допускать ошибки“».

9 Октября 2007

Источник:

Радио «Культура»