Красноярский (по месту жительства) писатель Александр Бушков 5 апреля отметит
50-летие, а уже на следующий день на экраны выйдет фильм «Охота на пиранью» в количестве
450 копий по одной из его книг (всего их девять о спецразделении «Пиранья»). Поставлен этот боевик не менее боевой командой в лице режиссера Андрея Кавуна, чьи «Курсанты» недавно прошли в номинацию американской телепремии «Эмми», продюсеров Валерия Тодоровского и Ильи Неретина. Сценарий написан Дмитрием Зверьковым. Первоисточника режиссер намеренно не читал, чтобы не захотелось
что-то вставить в сценарий. Создатели проекта называют фильм мягкой версией книги, подчеркивая, что особой жестокости в нем нет (но нет ее и в литературном оригинале), все у них не совсем всерьез (но это ощущается не всегда и больше на уровне диалога). Книга действительно по
каким-то деталям отличается от киноверсии, но в целом дух первоисточника сохранен в целости. Скажем, полковник подразделения «Пиранья» Кирилл Мазур в исполнении Владимира Машкова отправляется в опасное путешествие не со своей молодой женой, а с
коллегой-химиком, что, конечно же, обостряет некоторые чувства и совсем иначе закручивает любовную интригу (девушка одно, жена совсем другое).
Картина буквально перенасыщена трюками всевозможной степени сложности, многие из которых актеры выполняли сами. Особенно отличился Владимир Машков, заставив потрепетать всю группу, и впервые в российском кино он совершал полет на кроны деревьев при помощи поршня. И даже избаловал группу тем, что был готов ко всему. Но все же это экшн с человеческим лицом, по словам В. Тодоровского (с ним можно согласиться), раз исполнители ролей Мышкина и Рогожина в «Идиоте» (Евгений Миронов и Владимир Машков) пришли работать в такой проект. На сей раз воплощением зла, «плохим парнем» стал Миронов, а не Машков, как этого следовало ожидать. Хотя Миронов решил закончить сезон злодеев попробовал и хватит (от себя добавим получилось).
То, что это боевик, не значит, что фильм может быть интересен лишь мужской части аудитории, женщины найдут в нем свою, дорогую сердцу тему. Сам А. Кавун рассчитывал на подростковую аудиторию, памятуя о том, что значили для него когда-то «Пираты XX века». Происходящее в «Охоте
» иной раз напоминало телепроект «Последний герой», участники которого выживают в экстремальных природных условиях, но у зрителя в обоих случаях остается ощущение некоторой фанерности, невзаправдошности происходящего. Герой Машкова Мазур и сов ел, и топоры из челюстей животных делал, и тетиву из реальной косы актрисы Светланы Антоновой (забрал ее потом себе на память) натянул всему этому научили в ходе подготовки к съемкам под руководством специалиста по выживанию, специально приглашенного в картину. Съемки, кстати, проходили не в Сибири, как описано в романе. Тайгу снимали в Карелии, причем в сжатые сроки всего за восемь дней. Работали в тяжелейших условиях погружались в холодное и вонючее болото, проваливались в ямы.
Драйв для А. Кавуна превыше всего, важнее реалистичности. Вот и появятся в глазах Мазура отсветы огня какая-то дьяволиада, с людьми такого не бывает. Вообще герой этот неуязвим, он просто не человек, а паранорм, какие появляются в современных романах-фэнтези. Оказывается со своей спутницей он в странном месте, словно при помощи машины времени переносится в другие времена, в сибирский скит, где люди, как ряженые, ходят в казачьей и крестьянской одежде, дополненной современными атрибутами, новейшим оружием. Рассказывать что да как не стоит, иначе будет потерян интерес к происходящему, хотя многие книгу Бушкова читали и от них особых секретов нет. Герои становятся живой мишенью для некоего Прохора Петровича, нового русского, обреченного на скуку и тоску, иногда взбадривающего себя охотой на людей. Евгений Миронов тут сам на себя не похож с белыми неживыми волосами, с оружием в руках, забавник из ада. Все инсценирует вокруг себя в духе романа Шишкова «Угрюм-река».
Читать Бушкова интересно даже после просмотра фильма, что хорошо. Но в целом наши блокбастеры, достигая уже довольно приличного постановочного уровня, все еще сражаются за победы, давно добытые Америкой. То, что всего лишь скромная, далеко не перворазрядная продукция там, у нас преподносится чуть ли не как явление планетарного масштаба, как достижение.
Защищаться от пиратов создатели «Охоты на пиранью» намерены по-серьезному. Разработана специальная информационная акция, к которой подключены структурные подразделения МВД, «Вести Дежурная часть» телеканала РТР, создан спеццентр по сбору информации о контрафактной и фальсифицированной продукции с многоканальным телефоном горячей линии. Выйдет даже радиопрограмма «Охота на пирата», подключится к мероприятию радиостанция «Милицейская волна», так что сезон охоты только начинается.