En

Маятник Курентзиса

Второй фестиваль «Территория» завершила «Мистерия о конце времени» немецкого композитора Карла Орфа в постановке Кирилла Серебренникова и Теодора Курентзиса. Для участия в проекте были мобилизованы грандиозные силы: полтора десятка певцов и артистов, оркестр и хор, ансамбль ударных инструментов, несколько десятков человек массовки. И зря, по правде говоря.

Музыкальная программа первой «Территории», которая прошла год назад, состояла из двух частей. Первая — масштабный концерт “Lacrimosa”: два крупных современных сочинения плюс «Песнь о земле» Густава Малера — колоссальная программа, которой хватило бы и на две. Вторая — мастер-класс Теодора Курентзиса, завершившийся великолепным исполнением Четырнадцатой симфонии Шостаковича. Поскольку Четырнадцатая — прямой ответ Шостаковича на «Песнь о земле», чрезвычайно им любимую, два вечера образовали единое целое и заняли исключительное место в контексте музыкального года. Курентзис оказался единственным российским исполнителем, подчеркнувшим связь между Малером и Шостаковичем, хотя произведения обоих авторов звучали особенно часто в течение всего прошлого сезона.

В программе нынешней «Территории» музыки примерно вдвое больше: мастер-класс (читайте «Газету» от 12 октября) и концерт в Школе драматического искусства, хоровая программа в костеле плюс «Мистерия о конце времени». Правда, чистой музыки, от которой не отвлекало бы ничто, не так много: очевидно, что концерт в костеле, по мысли организаторов, — больше чем концерт, а опус Орфа в постановке Серебренникова — больше чем музыкальный спектакль. Огромный состав, необходимый для воплощения «Мистерии», может сравниться лишь с малеровской «Симфонией тысячи участников» и не может не потрясти взор, слух и воображение. Правда, потрясение быстро проходит: муза, посещавшая Малера, не слишком надолго задержалась у Орфа и явно пролетела мимо финала второй «Территории», напомнив своим отсутствием о слабых местах Курентзиса.

Об этом дирижере нередко говорят, будто внешние эффекты для него важнее музыки. Нужно посетить не один концерт Курентзиса, чтобы убедиться в обратном. Да, маэстро любит красивые жесты, однако они, как правило, обращены не к слушателям, а к музыкантам и находят у них отклик — это подтвердит не один оркестрант, работавший с Курентзисом. Дирижера привлекают идеи, кажущиеся невыполнимыми, однако на сей раз его любовь сыграла с ним злую шутку. «Мистерия о конце времени» Серебренникова-Курентзиса, безусловно, Грандиозный Проект, и это все, что можно сказать о ней в двух словах. Музыкально — далеко не лучшее сочинение Орфа, и даже хрестоматийная “Carmina Burana” могла бы прозвучать у Курентзиса более интересно и свежо — не говоря уже о «Песнях Катулла» или «Триумфе Афродиты», образующих вместе с “Carmina Burana” трилогию «Триумфы» и куда менее известных.

Если музыка Орфа в данном случае — полбеды, то комментировать ее сценическое воплощение тем более неловко. Многозначительность обернулась прямолинейностью, а символический ряд, обозначающий «конец времени», следовал формуле Евгения Евтушенко «Хрущев, Христос и Кастро». На потолке можно было увидеть и Николая II, и Ленина со Сталиным, и Хрущева с Брежневым, на боковых экранах ненадолго промелькнул Ельцин. Хорошо еще, видеоряд обошелся без нынешнего президента, чья администрация поддерживает «Территорию». Постановка претендует на злободневность, однако стремится достичь ее с помощью приемов, уместных скорее в спектаклях московских театров-студий времен перестройки. У тех, правда, не было столь мощной материальной базы, чтобы вывести на сцену автоматчиков в противогазах, подвесить под потолком гигантский маятник, нарядить артистов массовки в одинаковые кофты с логотипом фестиваля и раздать им всем фонарики. Это лишь малая часть трюков, иллюстрирующих отсутствие «границ между различными жанрами актуального искусства», преодолевать которые и призван фестиваль «Территория».

16 Октября 2007

Источник:

Газета.ру (Gzt.Ru)