В дни, когда ситуация вокруг премьеры оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» предельно накалена, Мстислав Ростропович проводит первые репетиции оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». На мой вопрос, хочет ли он посмотреть премьерный спектакль на новой сцене, он резко сказал «нет».
Мстислав Ростропович | Каждая религия имеет своего Бога символ, идеал, к которому люди стремятся. Стремятся уподобить свою жизнь, свой характер этому идеалу будь то Христос, Будда или Аллах. Наше вечное стремление быть достойными тех, кому мы поклоняемся. Для меня Большой театр тот же храм, где есть свои русские боги, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Шостакович. Вот они, мои боги. И я им поклоняюсь. Приходя в Большой театр, я чувствую: их дух живет здесь
И делать из этих композиторов клонированных животных? Поселять их на вокзалах, как в опере Десятникова Сорокина? Мне это не по душе, я не могу с этим согласиться. Потому что это те гениальные творцы, которым Большой театр обязан своим существованием и той красотой, которая из этого театра лучится к людям, как от солнца. А показывать, что эти лучи идут не столько из недр солнца, сколько из грязи, мне кажется, это ошибка. Нельзя опошлять. Нельзя, например, балет «Ромео и Джульетта» ставить так, будто Джульетта девочка легкого поведения с базара или вокзала. Нельзя!
Российская газета | Но ведь искусство не стоит на месте. Идут поиски, новации неизбежны
Ростропович | Безусловно.Но не будем баловаться именами гениальных композиторов. Это не новация. Это издевательство.
РГ | Говорят, что на «Дети Розенталя» повалит молодежь, которая уверена: Моцарт писал музыку для мобильных телефонов. Ведь по сюжету он один из всех клонов-композиторов остается в живых.
Ростропович | Это только докажет, что молодежь, которая попрет на этот спектакль, дебильна и обладает пошлейшим вкусом. Вот и все! Я не знаю, почему в мобильных телефонах должны звучать мелодии Моцарта. Я считаю это хулиганством. А как же «авторские права» Моцарта и всех остальных, кого нещадно уродуют мобильными (дебильными!) звонками? А у них, у великих композиторов, спросили? Я так говорю, потому что скоро я их всех увижу. Да-да
И вот когда я их ТАМ встречу, они скажут мне: «Неужели ты не мог как-то повлиять, остановить эти издевательства над красотой, которую мы дали людям? » Вот звонит мобильник мелодией Моцарта или Чайковского (в безобразном тембре!), а потом тот, кого вызывают, кроет матом того, кто звонит. Великая мелодия его вызывает, а в ответ мат! Ну как это может сочетаться? А если вернуться к премьере в Большом театре, не могу не сказать: как же это композитор Десятников сподвигнулся сочинить музыку для исполнения ее Моцартом или Чайковским? Или даже их «клонами»? Это цинизм и абсурд