Алексей, французский хореограф Тьерри Маланден на вопрос, каковы перспективы авангардных тенденций в балете, ответил: «Все вернется в клаcсику»┘
Cпорно. Классические спектакли можно наполнить современным содержанием или сделать авангардный дизайн, этим последние
Тем не менее вы выпускаете в Большом старинного «Корсара». Как это происходит восстановление оригинальной версии балета?
Большой театр театр классического балета, на котором лежит ответственность за сохранение наследия, как русского, так и советского. Поэтому две трети нашего репертуара составляют балеты XIX века. Этих названий, в отличие от оперы, ничтожно мало. От репертуара императорских театров сохранилось около
Среди сегодняшнего балетного авангарда вы не называете ни одного россиянина. Чем объяснить отставание сегодняшней российской хореографической школы?
Просто сейчас мало хореографов, которые ставят новые спектакли. Причина тому стилистическое однообразие репертуара на протяжении очень большого периода времени. Хореография не рождается в головах из ниоткуда. Опыт собственной танцевальной карьеры плюс впечатления от увиденного это то, из чего складывается язык. То, что репертуар всех трупп СССР исчерпывался десятью названиями и пятью именами, естественно, через
Вы сказали, что на Большом лежит ответственность и за сохранение советского балетного наследия. К нему, например, относится недавно восстановленный «Золотой век» Григоровича. Какие еще постановки советской эпохи столь же ценны с художественной точки зрения?
Юрий Григорович с начала
Третий год подряд вы организовываете в Большом мастерские для молодых русских хореографов, живущих не только в России. Это те, у кого есть столь дефицитное сегодня в балете свое видение?
Со своим видением туго. Уже достаточно того, что человек владеет ремеслом. За три года у нас сделали свои работы (иногда первые работы)
В чем источник идей для хореографа?
Балет сочетает в себе множество искусств музыку, драматический театр, литературу, архитектуру, скульптуру, дизайн. Сейчас активно используются кино, видео и фотография. И, конечно, спорт. Я знаю по крайней мере двух хореографов, которые поставили балеты по математическим формулам, англичанина Марка Болдуина и американку Джулию Адамс. Многое подсказывают хореографам и исполнители их тела, их возможности.
Являются ли несюжетные постановки тенденцией современной хореографии?
Сегодня во всем мире как раз идет возрождение интереса к понятному, сюжетному балету. Этого хотят все зрители, директора театров, артисты, даже хореографы. Но так долго это считалось недостаточно авангардным, что немножко разучились рассказывать истории. Не грех вспомнить в этой связи наших отечественных мастеров драмбалета 30-50-х годов: Вайнонена, Лавровского, Захарова, Чабукиани.
В вашей последней постановке в Большом балете «Игра в карты» вы намеренно уходите от сюжета, хотя он мог бы стать довольно зрелищным. Это оттого, что вне сюжета легче перевести музыку Стравинского в визуальный ряд?
Думаю, что к Стравинскому вполне можно пришить литературный сюжет, но меня интересовало немножко другое. Мне хотелось дать солистам Большого, которые, как правило, выступают в гордом одиночестве, опыт «товарищеского» балета, работы в команде (тут во мне говорил директор труппы). Такая маленькая модель идеального театра профессионалы, работающие музыкально и точно, для которых сверхзадачей является стиль и хореография исполняемого балета, а не стремление любой ценой раскрыть перед зрителем свой неповторимый внутренний мир. Это и стало для меня сюжетом «Игры в карты». Солисты, посопротивлявшись, теперь находят в этой железной дисциплине свой интерес и танцуют «Игру» просто блестяще. А зрелищность прекрасно обеспечил художник Игорь Чапурин.
Чего нельзя в балете? Есть ли
Степень таланта. Вот единственное ограничение. Хотя крики «как можно?!» и «кощунство!» в наше время не редкость. Всем пуристам от балета рекомендую посмотреть китайское акробатическое «Лебединое озеро», недавно показанное в Москве. Это супер! В балете можно все.