En

На фестивале "Территория" показали театральный сериал по роману "Красное колесо"

На фестивале «Территория» лаборатория Талгата Баталова показала три части театрального сериала по роману Солженицына «Красное колесо». Лабораторный формат не предполагает создание законченного спектакля. Но эксперимент и неожиданные решения обязательны. Репортаж Юлии Кундрюковой.

Талгат Баталов ‒ 30-летний режиссер, уже не новичок на этой «Территории». Вместе с Евгением Мироновым они придумали формат театрального сериала. В творческой лаборатории пять драматургов писали пьесы по роману «Красное колесо», сокращая, сжимая и адаптируя текст. «Вагон системы Полонсо» ‒ один из этих пяти театральных эскизов.

«Это бешеный монтаж событий. Сто лет за час. И, конечно, мы этот текст делали легче, делали его театральнее, действенней», ‒ рассказывает Талгат Баталов. 

Режиссер, родившийся в 87-м, на революцию и ее персонажей смотрит легко и с иронией: на сцене ‒ фарс. Для Евгения Миронова этот демон революции ‒ совсем не тот, что в одноименном фильме. Актерские наработки, конечно, пригодились, но взгляд на Владимира Ленина в этой постановке ‒ под другим углом. И формат лаборатории дает больше свободы.

«Я так еще не играю, знаете, не на двести градусов с вилкой в одном месте, а это когда ты можешь, так намекать, заманивать героев и публику. Мне нравится, что мы с листками. Хотя некоторые артисты уже выучили текст. К моему ужасу», ‒ признался художественный руководитель фестиваля «Территория», народный артист России Евгений Миронов. 

Этот поезд идет без остановок из 1916-го, Ленин едет с женой и тещей. Расхаживая по вагону, он рассуждает о мировой победе пролетариата, а Крупская ‒ о том, как красиво сменяются виды за окном. Теща, конечно, прихватила в поезд курицу, а у Ленина с собой ‒ соль в коробке, как будто инсценируют череду анекдотов. Надежда Крупская здесь совсем не похожа на железную леди. Мягкая, терпеливая, она готова ради своего героя на все.

«Жертва обстоятельств, женщина, которая безумно верит, безумно любит, верит в идею, верит в него, верит в то, что он делает. Наверное, на тот момент было очень много таких женщин», ‒ пояснила актриса Евгения Дмитриева. 

Среди зрителей в зале был и гость «Территории» ‒ американец Роберт Уилсон, авангардный театральный режиссер. Между делом из всех спектаклей в афише фестиваля выбрал этот ‒ о революции.

«Комедия ‒ это самый сложный драматургический жанр, и в этой постановке авторам удалось соблюсти нужный баланс. Вся эта двойственная ситуация ‒ то, что происходит у нас на глазах, и то, что за этим стоит ‒ была сделана с большим умом и чувством юмора, чтобы добиться этого, требуется много лет упорной работы», ‒ отметил Роберт Уилсон.

Этот поезд в итоге приезжает в 2017 год. Ленину сообщают, что революция назревает, война идет. «Узнаю Россию», ‒ говорит Владимир Ильич и заканчивает свое путешествие.

15 Октября 2018

Источник:

Россия - Культура