En

Новый русский Фигаро

Первой премьерой нового сезона в «Геликон-Опере» стала «Свадьба Фигаро» Моцарта. Это вторая часть трилогии по Бомарше, началом которой в конце прошлого сезона был «Севильский цирюльник» Россини, а финалом — под занавес нынешнего театрального года — станет неизвестная в России опера Массне «Керубино». Впрочем, «Свадьба Фигаро» оказалась абсолютно самодостаточным и поразительно грустным для оперы-буфф спектаклем.

Продается роскошный с фасада замок графа Альмавивы, о чем свидетельствует табличка “for sale” на шпиле. Но внутри замка — полнейшее запустение. Точно так же - прекрасное снаружи, но заколоченное досками со двора — стоит ныне «геликоновский» особняк на Большой Никитской. Все замерло в томительном ожидании момента, когда, наконец, стартует давным-давно обещанная реконструкция. Даже программка спектакля сделана а-ля буклет агентства по недвижимости.

«Картинка» постановки, как всегда элегантно, несмотря на тяжелейшие условия арендуемой «Геликоном» сцены на Новом Арбате, придумана постоянными художниками театра — Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой. На фоне идиллического пейзажа разворачивается борьба за недвижимость. Фигаро ищет свадебный подарок невесте, понимая: нельзя допустить, чтобы их счастье испортил квартирный вопрос.

Фигаро уже забросил парикмахерское ремесло, которым занимался в опере Россини. Теперь он деньги зарабатывает не трудом, а хитростью: в отсутствие хозяев пускает народ полюбоваться выставленным на продажу памятником архитектуры, за что сдирает с посетителей хорошие деньги. Фигаро занят исключительно обустройством своей личной жизни. Красавец-мужчина не пропускает ни одной юбки, но выбор свой останавливает на эксклюзивном экземпляре. Его Сюзанна — резвая барышня мулатских кровей. Высококлассно — и вокально, и актерски — сделаны роли Станиславом Швецом и Анной Гречишкиной.

Остальные персонажи, благодаря безграничной режиссерской фантазии Дмитрия Бертмана, берут зал только актерством. Но делают это так виртуозно и самозабвенно, что публика, умирающая от смеха, готова простить им даже промахи мимо моцартовских нот. Оркестром и процессом в целом не без робости руководит главный хормейстер театра Денис Кирпанев, для которого эта постановка — дирижерский дебют.

Необычайно хорош «младенец» Керубино (Инна Звеняцкая) в ползунках и в чепчике, с соской наперевес, превращающийся после антракта в пухлую, розовощекую девицу, которая устраивает уморительную и - что ценно — совсем не пошлую пародию на стриптиз. Примадонна театра Наталья Загоринская потешно изображает графиню, которая страдает от радикулита, но желает быть в курсе всех любовных интрижек. Всем весело, все довольны. Особенно Фигаро, у которого обнаруживаются не только русские корни (его мамаша Марцелина русских кровей и любит вспомнить русское словцо), но и фирменные повадки «нового русского». Он парень деловой: и невесту отхватил себе что надо, и графский замок прикупил в хозяйство. Может, и абсурд, может, и фарс, но очень похоже на нашу реальную жизнь…

1 Октября 2007

Источник:

Известия