En

Объединение земель

Теодор Курентзис включил в свой проект новаторский опыт предшественников — ансамбля покойного Дмитрия Покровского. В середине 90-х гг. «покровцы» спели «Свадебку» Стравинского народными голосами, выгнав фольклоризм в фольклор и потеснив академистов. Проект Курентзиса — благодарность классиков и объединение территорий. «Покровцы» вновь спели «Свадебку», теперь расположившись на фоне стройных рядов академического новосибирского хора, но не слившись с ним. Академистов было лучше слышно из-под грохота ударных, народники добрали свое удалью и костюмами.

В «Концерте в костеле» преобладали грегорианский хорал и ренессансная светская музыка. Но и старинную музыку соратники Курентзиса исполняли так, чтобы она напоминала народную, восточную или даже популярную музыку — только не классическую. Оперное сопрано Вероника Джиоева пела низким голосом, в ход шли ископаемые дудки, гусли и ударные, струнные звучали архаично, а Курентзис, подчеркивая неуместность академического дирижирования, собственноручно колотил в барабан.

Авангард предстал в ультраварианте: «Два чувства» Хельмута Лахенмана (1992) — камерная симфония призвуков, шорохов, отражений и ни одного обычного звука. Революционерка 90-х Наталия Пшеничникова исполняла текст в паре с лидером нынешнего авангарда Борисом Филановским, освоившим амплуа «экстремального вокалиста».

В опусах Михалиса Адамиса («Сияющее облако») и Альфреда Шнитке (Концерт для хора) особо мощно грянули «сибирские певчие». Подопечные Вячеслава Подъельского доказали, что любым их экспериментам можно верить, раз они совершаются на столь высокой академической платформе.

12 Октября 2007

Источник:

Ведомости