En

От Стоуна до Някрошюса. Фестиваль «Территория» объявил программу

С 10 по 24 октября в Москве в 14-й раз пройдет международный фестиваль-школа современного искусства «Территория».

Две насыщенные событиями недели превратят Москву в центр мирового театрального искусства. Отдельные мероприятия, встречи и мастер-классы все еще держатся в секрете, но основной массив программы объявлен. Билеты начнут выходить в продажу с 26-27 апреля.

Мы в подробностях изучили программу и хотим помочь вам принять решение и не упустить что-то важное именно для себя.


ДРАМА

Сайгон (Франция)

Открытие фестиваля
10 и 11 октября в 19:00
Российский академический молодежный театр      

Режиссер Каролин Нгуен создала 4-часовую театральную сказку, основанную на истории Вьетнама. В центре истории — колониализм, борьба за независимость, и то, как они повлияли на судьбу вьетнамских семей, который оставили родной город Сайгон и уехали во Францию. 

Нгуен — сама ребенок одной из таких семей. Для нее пост-колониальная история Сайгона — история «со слезами на глазах» — часть ее идентичности как человека и как художника. Ее спектакль —  это драма расставаний и возвращений, это трагедия несбывшихся надежд и страдания от непонимания.



Пять легких пьес (Бельгия, Швейцария)

14 и 15 октября в 20:00
Центр им. Вс. Мейерхольда

«Пять легких пьес» — это совсем не легкая история от кинорежиссера Мило Рау. Спектакль обращается к жизни и преступлениям Марка Дютру — бельгийского педофила и серийного убийцы, который в 90-е похищал, насиловал и убивал детей. Тела он закапывал на своем участке. Его жена также была соучастницей преступлений.

Для своего спектакля Мило Рау привлек детей, потому что, по его словам, только они знают, что «дети чувствуют, как думают и ведут себя». Самого же режиссера больше волнует связь судеб отдельного человека и целой страны. Под поверхностью его спектакля лежит не столько исследование психики маньяка и его жертв, сколько целой страны, оказавшейся во власти паранойи, гнева и слез.



Медея (Нидерланды)

16 и 17 октября в 20:00
Театриум на Серпуховке

Радикальная адаптация режиссера Саймона Стоуна известной трагедии Еврипида о дочери короля, которая после того, как муж решил «заменить» ее на более молодую девушку, убивает собственных детей из мести.

Жуткую историю Стоун переносит в современность, переплетая с историей американского доктора, которая в 1995 году, после развода, подожгла собственный дом. В пожаре погибли двое ее детей. Вынося древний сюжет в современность, Стоун поднимает экзистенциальные вопросы. Исполнительница главной роли удостоилась ряда авторитетных наград.



Вымыслы (Литва)

20 октября в 20:00
Театр Наций (Малая сцена)

Молодой режиссер Адомас Юшка — ученик Эймунтаса Някрошюса — создал спектакль по мотивам отца магического реализма — писателя Хорзе Луиса Борхеса. Художественность литературы интересует Юшку больше конкретных сюжетов.

Режиссер осмысляет темы реальности и вымысла, обращается к наследию Андрея Тарковского и Федерико Феллини, которые по особому решали проблемы реальности и нереальности в своих фильмах. Юшка полагает, что сегодня мы каждый день сталкиваемся с вымыслом, и жизнь в вымысле — уже обычное для человека состояние.


Источник: пресс-служба фестиваля Territoriя

Пушечное мясо (Россия)

22, 23 и 24 октября в 20:00
Электротеатр Станиславский (малая сцена)

Спектакль Филиппа Григорьяна по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко, поставленный совместно с Мастерской Дмитрия Брусникина. В пьесе Пряжко – три персонажа, три молодые женщины. Фотохудожница Алина, «куратор выставочных проектов» Марина и их общая подруга Оля существуют в галерейном пространстве. Всё, что их окружает – это воспоминания, чувства и переживания. 

В спектакле историю, рассказанную от лица трех женщин, дополняет и подчеркивает появление «персонажей-мужчин», которые являются одновременно и вымышленными фигурами, и агентами той повседневной реальности, которую обитательницы художественной галереи старательно игнорируют.

Источник: пресс-служба фестиваля Territoriя

Цинк (Литва)

Закрытие фестиваля
23 и 24 октября в 20:00
Театр Наций (Основная сцена)

Спектакль Эймунтаса Някрошюса по книге нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». В основе повествования —документы и воспоминания знакомых, жен и матерей советских солдат, которые несли интернациональную службу в рядах Советской Армии на территории Афганистана и были задействованы в спецоперации СССР 1979-1989 годов.

Някрошюс пытается схватить за хвост ускользающую эпоху. В центре театрального сюжета — образ самой писательницы в исполнении актрисы Альдоны Бендорюте, которая путешествует во времени, по республикам СССР и ведет путевые заметки.


ОПЕРА

Русалка (Россия)

9 – 13 октября в 19:00
Большой театр (Новая сцена)

Режиссер Тимофей Кулябин предлагает свое прочтение оперы Дворжака. Три действия спектакля — полярны. Главная героиня у Кулябина находится в заточении собственного сознания. 

Первый акт, решенный в стиле конвенциональной оперы 19-го века, — подсознание героини. Второй акт, поставленный в духе режиссуры 20-го века, — воспоминания героини о случившихся с ней событиях в реальности. И только третий акт объяснит, как одно сочетается с другим, и что же происходит. 

Подробнее о спектакле можно прочитать в нашем материале.

Источник: пресс-служба фестиваля Territoriя

Октавия. Трепанация (Россия, Нидерланды)

17-20 октября в 20:00
Электротеатр Станиславкий (Основная сцена)

Опера композитора Дмитрия Курляндского в постановке Бориса Юхананова в 2017 году стала одним из самых громких событий Holland Festival. И наконец она доберется до российских зрителей.

Установленная на сцене гигантская голова Ленина, раскрывающаяся во время «трепанации», терракотовая армия воинов и колесница Нерона, превращенная в ванну, в которой покончил с собой Сенека, становятся объектами представления наравне с солистами. Музыка, представляет собой растянутые во времени фрагменты социалистических гимнов и речей Ленина.



ТАНЕЦ

Вакуум (Швейцария)

10 и 11 октября в 19:00 и 20:30
12 октября в 18:00 и 19:30
Филиал Театра имени А. С. Пушкина

Хореограф Филипп Сэр предлагает исследовать вакуум и создает немыслимые образы и фантастические картины взаимодействия появляющихся и исчезающих тел, зависших между черными дырами и ослепленных вспышками.

Зрителей ждет 25-минутное лирическое и вдохновляющее размышление о границах «всего» и «ничего», где действие движется сквозь всю история искусств — от картин Эпохи Возрождения до развития фотографии.



Безмолвная весна (Россия)

12 и 13 октября в 20:00
Театр Наций (Малая сцена)

Танцевальный спектакль хореографа Константина Кейхеля построен по принципу «театра в театре». Взятая за основу антиутопия Олдоса Хаксли «Обезьяна и сущность» интерпретируется как история о герое, не только нашедшем киносценарий, но и снимающем по нему фильм. 

Оперируя культурными мифами (джазовой музыкой, голливудскими фильмами и эстетикой) хореограф исследует тему «животного» в человеке, задается вопросами о том, что делает человека  разумным и отличает его от животного, где граница природного и искусственного. Возникающий там и тут портрет Чарльза Дарвина напоминает об открытии, перевернувшем мир, о теории происхождения человека. Граница между обезьяной и сущностью — и есть человек? 



Закрой мне глаза (Россия)

15 октября в 20:00
16 октября в 16:00 и 20:00
Театр Наций (Малая сцена)

«Закрой мне глаза» — спектакль, в котором переосмыслены жанровые стереотипы, свойственные музыкальному театру. Хореограф Анна Абалихина и драматург Илья Кухаренко соединили в постановке камерно-вокальное исполнительское искусство и танец.

Одна из ключевых задач авторов спектакля — организовать взаимодействие между исполнителями, традиционно работающими в разных жанрах, помочь им довериться друг другу на сцене.



Косой дождь (Швейцария)

15 и 16 октября в 20:00
Театр Наций (Основная сцена)

Хореограф Гильерме Ботельо отправляет зрителей в путешествие анонимных персонажей, которые ходят, бегают, падают, встают, останавливаются и начинают снова, как будто на рельсах дарвиновского цикла, которому, кажется, суждено повторяться бесконечно и неизбежно.

«Косой дождь» — это ода жизни, ее грубой силе, ее бесконечной энергии и загадочным законам, которые правят миром. Хореография делает публику свидетелями рождения вселенной, ее продвижения вперед, ее упадка и ее возможного возрождения. Этот странный цикл жизни и смерти сопровождается светом: тела, выходящие из тени, то проецируются в пламя, то оказываются в сумеречной атмосфере.



Соло Мэг Стюарт (Бельгия)

18 и 19 октября в 20:00
Центр им. Вс. Мейерхольда

В своих сольных работах хореограф Мэг Стюарт исследует повседневные движения и физические условия через импровизацию. Вечер сольных работ представляет подборку бывших сольных работ, а также отрывки из вечерних спектаклей.

Хореограф задается вопросом, как перевести ощущения и внутренние монологи в движение? Как отследить колебание тела, которые происходят до того, как мы начинаем говорить.




ТЕАТРАЛЬНО-ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

Человек, размером с дом / Выставка памяти Дмитрия Брусникина

Октябрь-ноябрь
ММОМА, Ермолаевский, 17

Художник Ксения Перетрухина готовит выставку, посвященную режиссеру Дмитрию Брусникину.

Выставка даст возможность побывать в мире Брусникина, увидеть его глазами близких, друзей и коллег. В экспозиции воссоздадут образ героя выставки, в котором соединятся детали его биографии, мечты и проекты.

Источник: пресс-служба фестиваля Territoriя

The Sky is Always Clear / Выставка Йоко Оно  

1 октября - 24 ноября 2019
ММОМА (Петровка, 25)

Центральным элементом экспозиции станут «Инструкции» художницы Йоко Оно. Первые работы серии она создала в 60-е годы. Произведения иногда ограничены текстовыми указателями, а некоторые принимают форму объектов, которые ждут действий со стороны зрителя.

Выставка получила название The Sky Is Always Clear и продлится с 1 октября по 24 ноября. На открытие экспозиции приедет сама Йоко Оно.



СПЕЦИАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

XENOS / Последнее соло Акрама Хана

25 и 26 июля в 20:00
Музыкальный театр К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Событие исторического масштаба. Показ спектакля XENOS в Москве 25 и 26 июля 2019 года станет последним выступлением Акрама Хана в качестве танцовщика.

Сольная работа XENOS раскрывает историю колониальных солдат в Первой мировой войне, основываясь на архивных материалах XX века. Центральный вопрос спектакля впервые возник 100 лет назад и продолжает преследовать нашу цивилизацию до сих пор: что значит быть человеком, когда человек стал богом на Земле?



Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит с 2006 года при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры Москвы. Генеральный партнер – Фонд Михаила Прохорова. Стратегический партнер – Московский музей современного искусства (ММОМА). Штаб-квартира фестиваля – Театр Наций.


22 Апреля 2019

Источник:

Ваш Досуг (Inner Emigrant)