En

ПА ИЛИ ПРОПАЛ. Что смотреть на «Территории»

12 октября стартует XIII международный театральный фестиваль-школа «Территория». Ключевые события форума, собравшего в Москве главных героев российской и зарубежной экспериментальной сцены, — в путеводителе COLTA.RU.


© Simona Boccedi

«Show»

12—13 октября, Геликон-опера

Необъявленный, но подразумеваемый девиз «Территории-2018» — «танцуют все»: общий акцент фестиваля сместился в сторону contemporarydance, причем большинство героев программы выступают в России впервые. «Территория» заходит с козыря, открывая афишу едва ли не самым ожидаемым дебютом этого года — спектаклем «Show»израильтянина Хофеша Шехтера. Резидент Лондона и постоянный участник Авиньонского фестиваля, начинавший в Batsheva Dance Companyпод руководством Охада Нахарина, он долгое время проходил в табели о рангах мировой танцсцены по ведомству «молодых и рассерженных» — пока минувшей весной худрук балета Парижской оперы Орели Дюпон не пригласила Шехтера перенести свой старый спектакль на сцену Palais Garnier. В Москву Hofesh Shechter Company привозит недавнюю работу «Show»— трехактную постановку, среднюю часть которой, «Клоунов», Шехтер сочинил два года назад для килиановского NDT.




© Studio Matias Umpierrez

«Музей вымысла / I. Империя»

14—24 октября, ММОМА на Гоголевском, 10


Верная курсу на междисциплинарность, «Территория» привозит в филиал ММОМА на Гоголевском 47-минутную видеоинсталляцию ученика Робера Лепажа аргентинца Матиаса Умпьерреса. В «Музее вымысла» шекспировский «Макбет» разыгрывается в декорациях постфранкистской Испании, давая богатейшую пищу для размышлений на одну из ключевых тем сегодняшнего театра: Умпьеррес исследует ситуацию напряженного диалога сцены и медиа, взаимного притяжения экранных и сценических искусств. В главных героях — сам Лепаж в роли леди Макбет и испанская актриса Анхела Молина, звезда фильмов Педро Альмодовара, начинавшая когда-то у Бунюэля в «Этом смутном объекте желания».




© Татьяна Перова

«Дети солнца»

14—15 октября, Театр наций

Еще недавно за эталонными трактовками пьесы об интеллектуалах, живущих в изоляции от окружающего их общества, приходилось ездить в Европу: канонические режиссерские интерпретации «Детей солнца» в 2010-е создали бельгиец Люк Персеваль и голландец Иво ван Хове. Репутация «буревестника революции» долгое время отчаянно мешала восприятию драматургии Горького в России — но сентябрьская премьера «Красного факела» вполне способна переломить эту ситуацию. Тимофей Кулябин переносит действие «Детей солнца» в преподавательский корпус кампуса Стэнфордского университета, где готовятся встретить миллениум русские ученые-эмигранты: радикальная перемена того, что в театре называется «предлагаемыми обстоятельствами», позволяет прочитать пьесу Горького как в первый раз — и сделать ее поводом для психологического театра высшей пробы. Билеты на три столичных показа «Детей солнца» давно распроданы и всплывут разве что у перекупщиков — но эта без преувеличения историческая постановка стоит того, чтобы отправиться за ней и в Новосибирск.



© Lucie Jansch

«Лекция о ничто»

16—17 октября, Театр наций

Пытаясь ответить на вопрос «что есть музыка?», Джон Кейдж существенно расширил наши представления об искусстве как таковом — и о том, где начинаются и кончаются границы каждого из его видов. Между тем театральных постановок, которые бы всерьез осмысляли наследие Кейджа, по-прежнему до обидного мало: моноспектакль по «Лекции о ничто», созданный Робертом Уилсоном в 2012 году по заказу Рурской триеннале и выглядящий центральным событием «Территории-2018», — одна из них. Живой классик современной сцены одним из первых ввел наследие Кейджа в актуальный театральный контекст — в этом смысле его трактовку любопытно будет сравнить с недавней российской премьерой «Лекции о ничто» в режиссуре Дмитрия Волкострелова и петербургского «театра post».



© Aya Sakaguchi

«Тристан и Изольда»

19—20 октября, Театр наций


Второе по значению после «Лекции о ничто» событие «Территории-2018» — российский дебют легендарного Сабуро Тэсигавары. Японский хореограф микширует эстетику буто с европейской традицией постмодернистской хореографии: первые гастроли Пины Бауш в Японии оказали на формирование стиля Тэсигавары решающее влияние. Основатель танцевальной компании Karas ставил спектакли для Франкфуртского балета по заказу Уильяма Форсайта, Брижит Лефевр дважды приглашала Тэсигавару в Парижскую оперу, в Баварской опере долгое время шла его этапная версия «Весны священной» Стравинского — иными словами, на «Территорию» приезжает одна из самых значительных фигур танцевальной сцены рубежа веков. В часовом балете «Тристан и Изольда» на музыку Рихарда Вагнера (2016) в дуэте с Рихоко Сато на сцену выйдет сам 67-летний Тэсигавара — и это определенно нужно видеть.




© Charles Freger

«Новые короткие пьесы»

23—24 октября, театр «Русская песня»


Хорошо знакомый столичной публике фантазер и иллюзионист Филипп Декуфле работает на стыке современного танца, нового цирка и традиционного драматического театра, а спектакли для собственной труппы DCA в его портфолио соседствуют с масштабными госзаказами вроде театрализованного парада на Елисейских Полях к 200-летию Великой французской революции или церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Альбервиле. Один из лидеров «новой волны» французской хореографии, Декуфле работает на территории арт-мейнстрима — и танцы для знаменитого кабаре Crazy Horse он сочиняет с не меньшим тщанием, чем новую постановку для Авиньонского фестиваля. В свежем спектакле «Новые короткие пьесы» Декуфле предстает в фирменном амплуа — сочинителя остроумных пластических скетчей, начиненных раблезианскими гэгами и визуально-пространственными аттракционами.


8 Октября 2018

Источник:

COLTA.RU, Софья Дымова