Когда действо началось зал принялся недоумевать. Никто не музицировал и не пел. Сцена была похожа на прокопченный цех завода. Потом началась история Алекса Розенталя, расхаживающего в балахоне, похожем на кавалерийскую шинель. Змеились цветные виниловые кабели, парил дымок, словно на концерте попсы. Рождались дубли великих композиторов Чайковский, Моцарт, Верди, Вагнер, Мусоргский. ..
Казалось бы, остроумный сюжетный ход, благодатный для автора музыки. Но опера не удел одиночек, тут требуется слаженный ансамбль.
Повсюду понатыканы детские коляски, похожие на бетономешалки. Клипы Хрущев и - понеслось до Ельцина. Сосед мне говорит: «Черненко пропустили». Так он, небось, не вписался по строкажу и хронометражу.
Конечно, интересны были дубли композиторов каковы они? Понятна условность искусства если задумано контральто либо лирический тенор, то где уж там искать соответствие, скажем, комплекции исполнителя заявленному образу. Тут должны выручать исполнение, искусство Но вышло, что не выручает. Капризничал клинический дебил: в программке сказано, что это должен быть Чайковский. Вагнер вообще превращен в девицу, пародийны Моцарт и Мусоргский. ..
Вот второй акт: Площадь трех вокзалов. Семнадцать проституток плюс таксисты, наперсточники, бомжи Тут самое место нашим композиторам. Тем более они подчас генетически соответствуют всей этой шантрапе. Вот как, к примеру, охарактеризован создателями спектакля Мусоргский:
«Миф прижизненный: народник, непризнанный реформатор русской оперной формы, талант стихийный, подверженный неумеренным алкогольным возлияниям от осознания собственного одиночества,
Миф посмертный: воплощение русского национального духа во всем его размахе и философской глубине».
Авторы не могли не искуситься сотворить пародию на оперы Мусоргского. Досталось и Верди под его арию из «Риголетто» стилизована партия сутенера.
Умиляет хор проституток у трех вокзалов. Вот рефрен второго акта: «Манит, сверкает бабло! Кипят три вокзала, ждут три вокзала нашего мяса! Пора!». А в следующей картине проникновенно выводит арию сутенер: «Проклятье! Лох увел ее! Ах, стерва Танька, стерва Танька! Продала! Тебя я поднял из отбросов. Одел прилично, в дело взял и научил рубить бабло, а ты? Паскуда, подлая, паскуда, паскуда подлая! Ну, что ж, недолго свадебка продлится! Пеняй, оторва, на себя!»
Самое умилительное тут самоидентификация автора. В распространяемом капельдинерами
Так ведь прямо и сказал!
Нет, это, конечно, не порнография, да и копрофагии, любезной либреттисту, тут не оказалось, это пошлая заунывная скука. Да и то поскольку применима к тому, что именуется визитной карточкой русского театра. В ДК «Картонажник» это был бы поистине аншлаговый хит. А так
Стоило кончать консерваторию по классу профессора Е. Кибкало, чтоб потом у трех вокзалов мотыляться! И пусть жалостливо рыдают валторны, и арфы переливчато аккордисмент свой выдают, тромбон похрюкивает хорошо!
И голоса во многом пречудесные. А денежки тут крутятся и впрямь большие. И когда орущие вместе со всяческими попсомольцами взялись шельмовать в преддверие премьеры все что ни попадя, так это же понятно. Как уж тут руководителям театра оттабанить, коли в раскрутку такой капитал пошел? Когда уж столько потрачено пора б и на отдачу идти. И многие газетеры изрядно передергивают, обрушиваясь на депутатов, которые кривились, глядя в афишу. Мол, проплывает мимо
Ларс фон Триер говорил, что режиссером может стать любая обезьяна средних способностей. И тут нас огорошивает каскад аттракционов. Перформанс он тем и хорош, что любой человек способен будто бы из ребячьего конструктора сложить любую композицию, которая может претендовать на целостность. Одним словом, абстрактное искусство. И тут нагромождение случайных мизансцен не создает ансамбля. Под конец режиссер и вовсе исчерпал свой постановочный ресурс. Особо драматургическое убожество либретто выявляется в финале, где все скомкано и диктор под музыкальный фон едва ли не скороговоркой зачитывает объяснение эпилога.
И если не вслушиваться в то, что поют профессиональные вокалисты, то все прекрасно. А ведь тут и кроется суть того, что отличает текст, именуемый либретто, от абракадабры. И ангажированные апологеты зря поминают всуе Модеста Чайковского он слагал тексты арий все же по канве пушкинской фабулы, а тут либреттист клонировал свой собственный роман, уже препарированный критиками, так что администрация Большого могла б насторожиться, заключая столь неосмотрительный контракт.
А культура отдыхает. Это имеет такое же отношение к культуре, как новости мистера Флярковского якобы итоговые по культуре в полночь каждого дня. Суррогат, штампы за маской отутюженной велеречивости Зря, видать, скандалили. Гора родила мышь.
«Ждановское» постановление
Нельзя не согласиться с мнением министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, который с присущей ему деликатностью заметил, что спектакль объективно не соответствует уровню Большого театра. А ведь Александр Сергеевич не просто высокопоставленный государственный служащий это высочайшего уровня специалист как раз именно в сфере музыкальной культуры.
Конечно, беснующиеся на Театральной площади авангардисты красной молодежи и прочие попсомольцы во многом способствовали тому повышенному ажиотажу, который сопровождал премьеру. Это, кстати говоря, повлияло на сдержанность многих деятелей культуры, которые не стали высказывать своего отрицательного мнения о постановке из чисто гигиенических соображений чтобы их не причислили к экстремистам.