В газетном интервью накануне премьеры режиссер спектакля Кирилл Серебренников рассказал, как пришла им с Мироновым в голову мысль поставить «Женитьбу Фигаро». И называет два аргумента в пользу этого доброго дела: первое это текст, который он называет прекрасным и важным для русского театра, второе счастливая возможность сделать независимый проект, в который режиссер волен приглашать самых желанных артистов, а не обслуживать интересы труппы. Именно так и сказал Серебренников, вероятно, вконец измученный обслуживанием интересов трупп МХТ имени Чехова и «Современника»
Вообще и интервью, и события последних недель мешают отнестись к случившемуся на сцене Театра имени Моссовета как к обыкновенной творческой неудаче. Против воли начинаешь с ужасом думать: неужели теперь на сцене Театра Наций, подаренного, как Крым Украине, Евгению Миронову, будет торжествовать подобная вампука? А что если Серебренников станет там главным, когда у Миронова появится много других забот? И каждый новый спектакль будет сопровождаться громогласными заявлениями, манифестами, а результат┘ Боже сохрани!..
В Figaro┘ ровно девять актеров. И ни одной сделанной роли. Вот и вся независимость. В театре, даже таком репертуарном, как МХТ им. Чехова, все равно есть
Figaro┘ публике нравится, но отчасти: в антракте гардеробщицам пришлось поработать желающих покинуть этот «праздник жизни» оказалось немало.
А чему радоваться? Грубая игра Авангарда Леонтьева и Лии Ахеджаковой. Несколько тоньше у Виталия Хаева и Елены Морозовой, но принцип игры тот же самый. Самое занятное (с культурологической точки зрения), что этот самый принцип позаимствован у тех, к кому наши театральные интеллектуалы публично относятся с чрезвычайным высокомерием, у героев «Аншлага» и «Кривого зеркала», которых принято ругать и винить во всех тяжких. Почему же мы «списки» должны предпочесть оригиналам?
К примеру,
Декорация Николая Симонова кажется взятой из подбора. В данном случае «брали» одновременно как то, что было опробовано этим же художником в недавнем прошлом (скажем, композиция почти буквально воспроизводит пространство недавнего мхатовского «Леса»), так и предметы общего пользования из авангардного набора 80-90-х годов: люминесцентные лампы, кресло и торшер из
Может ли это нравиться Евгению Миронову, который до сих пор чрезвычайно серьезно относился к каждому своему выходу на сцену, каждому появлению в кино? Хочется думать, нет. Ведь у Бомарше философские максимы естественно соседствуют с фривольностью и вольностью в чистом виде. В спектакле Серебренникова все это тонет в, если угодно, режиссерском мусоре.
Справедливости ради: в роли Фигаро, правда, имеется несколько удачных вкраплений. Тут