En

Песня о менеджере

«Манагер-2005» — так называется зрелище, премьеру которого сыграли в московском Театре.doc. «Диктофонную», то есть задокументированную, а затем расшифрованную речь столичных менеджеров режиссер Руслан Маликов предъявил публике, и теперь нет сомнений: менеджеры ничем не хуже бомжей и женщин-убийц. У них — свои проблемы, а значит, и свой новояз.

Театр.doc начинает и выигрывает: на первую в этом сезоне премьеру пришло такое количество зрителей, что многие так и остались на улице, мест в небольшом подвальчике катастрофически не хватало, и, как на некоторых филармонических концертах, часть зрителей посадили буквально на сцене.

Впрочем, по обыкновению, в Театре.doc нет особого деления на сцену и зал: сцена начинается там, где «кончаются» зрительские ноги.

«Манагер-2005» — рассказ о менеджерах. Среди многочисленного отряда или даже целого нового класса, выросшего в России за последние годы, авторы нового спектакля, Руслан Маликов и Никита Денисов, выбрали тех, которые работают в непроизводственной сфере услуг. Герои «Манагера» — специалисты в области рекламных кампаний. Так что нынешняя премьера «развивает» успехи и мотивы прежних опытов «документального» театра, «Трезвого PR`а» и «Большой жрачки», посвященных тяготам и лишениям российских пиар-технологов и сочинителей реалити-шоу соответственно.

Что делают менеджеры? В Театре.doc все заняты одним делом: рассказывают о себе, как могут. В «Манагерах» в привычной для «дока» традиции бедного театра, среди нескольких обшарпанных стульев и вокруг одного-единственного стола кипит жизнь преуспевающей фирмы, которой — кровь из носу! — к десяти утра надо выдать рекламную кампанию для нефтяного гиганта, оформление конференции по экопластику и еще что-то для нового пакетированного чая.

Судя по реакции зала, который мгновенно откликается на знакомые словечки и ситуации, именно так и живут российские менеджеры. Кажется, часть зрителей пришла в том числе и для того, чтобы поучиться на чужих ошибках и к этому спектаклю или не спектаклю отнеслась как к модной ныне — уже не в театре, а в жизни, в многочисленных офисах практике ролевых игр.

Кстати, по словам авторов, будущие участники проекта провели много времени в настоящем офисе, а часть диалогов, как обычно в «Доке», — из записанных на диктофон, «подслушанных» чужих разговоров. Говорят, менеджерский новояз — заразителен, и актеры-участники не сразу освобождаются от привычки на все про все откликаться общеупотребительным в среде российских менеджеров «ок» (не «о`кей», а именно «ок»).

Придуманное, сочиненное смеха ради тут же становится заметным и режет слух на фоне узнаваемого документального, которое вызывает бодрый естественный смех. Но в этом противостоянии, пожалуй, не самое главное противоречие между документом и искусством, которое почему-то особо заметно именно в новых «Манагерах».

В лучшие минуты сквозь разговоры менеджеров начинает проклевываться ностальгически трогательная, но вовсе не милая картина жизни беспокойных и одновременно бессмысленных советских инженеров НИИ, а через них уже прямая дорога к кафкианскому «Замку». Как говорится, строили, строили и, наконец, построили┘ Таких удачных и сильных моментов — два-три на двухчасовой спектакль. Хорошо и так, хотя могло быть, конечно, много лучше.

Там, где можно и нужно было плюнуть на правду, сгустить краски и пойти за сюжетом, авторы остановились и как будто бы даже ударили себя по рукам. А ведь правда бывает разная.

24 Августа 2005

Источник:

Независимая газета