En

Почему актеры становятся режиссерами?

Главный вопрос встречи звучал так: «Почему актеры становятся режиссерами?». Но кроме этого Юозас Будрайтис рассказал о своем хобби и о том, что стал атташе только из любопытства. На мастер-классе побывала Арина Богдан:

«„Я знаю, что ничего не знаю, — словами Сократа начал общение Юозас Будрайтис, — и эта формула помогает мне жить, так как всегда есть стимул для узнавания чего-то нового. Возможно, поэтому в какой-то момент актерское творчество стало волновать меня в меньшей степени. И, прислушавшись к словам Жалакявичуса, который сказал, что „пора переходить в новое качество“, я поступил на Курсы сценаристов и режиссеров“.

Далее собравшимся представили короткометражный фильм, снятый Юозасом Будрайтисом в 1978 году. Лента „Отражение“, созданная по мотивам новеллы Ивана Бунина, была режиссерской курсовой работой. Картина нигде не показывалась и на фестивале „Территория“, спустя много лет состоялась ее премьера.

Далее последовал вопрос: „Может ли актер быть режиссером и наоборот?“ Будрайтис ответил: „Думаю, что каждый думающий актер уже является сам себе режиссером, ведь он сам строит роль. Что же касается режиссуры, то научить этому не возможно, — заметил гость, — это в человеке или есть или этого нет. Кинорежиссер — образ жизни, образ мысли и манера чувствовать мир. Перед ним стоит трудная задача: составить партитуру, чтобы зрителя ничто не могло отвлечь. Кроме того, режиссура состоит не только в том, как снять фильм, но и в том, как организовать процесс его создания. Надо уметь подчинить всех одному делу. Хороший режиссер подчиняет себе все случайности, которые попадаются на пути“.

Юозаса Будрайтиса спросили: „Почему Вы решили стать именно кинорежиссером?“ Ответ был следующий: „Потому что я никогда не работал в театре, ибо не имел профессионального актерского образования. Лишь через несколько лет после окончания Курсов, я вышел на сцену театра в Каунасе и задержался там на 6 лет. Но как только понял, что театр меня ограничивает, сразу оттуда ушел“.

Кто-то поинтересовался: „Почему мы не знаем фильмов Будрайтиса?“ Как оказалось, кроме курсовых и дипломных работ он больше ничего не снял и не потому, что не хотел. Гость фестиваля „Территория“ признался: „Материалы, которые я предлагал в объединениях, никого не устраивали. А я не умел идти на компромисс, так как хотел рассказывать о том, что меня волнует. Такое неумение договориться, наверное, плохо для режиссера“.

Далее зашла речь о кинематографических пристрастиях Юозаса Будрайтиса. Его спросили об авторском кино, о литовских режиссерах, о российских фильмах и о мировой классике.

Ответ: „Авторское кино — это твое эго. Тогда возникает вопрос: для кого ты снимаешь? Для себя? Но как же зритель? И все-таки я поклонник авторского кино. Это как литература, которую вы не будете читать бегом или стоя на остановке. Для таких фильмов важен настрой. Зритель не всегда в состоянии смотреть ту или иную картину.

Современные литовские режиссеры? Лучшие, на мой взгляд, Бартос и Пуйпа (напомню, что фильм Альгимантаса Пуйпы „Заклятие греха“ получил в нынешнем году главный приз фестиваля „Киношок“)“. По словам Будрайтиса, „это все авторское кино, но, к сожалению, люди не пытаются оценить по достоинству их работы. Та же проблема и с документальным кино. Жаль, но в России не смотрят документальные картины, а для меня это — праздник“.

„Что касается российского кино, то я заметил, что в ваших фильмах не очень любят актеров. Здесь режиссеры увлекаются сюжетом, но не дают артистам играть в диалогах, создавать образ мельчайшими изменениями в лице. Из-за этого актеры не умеют слушать, они не знают, куда в таких бессловесных ситуациях девать руки и как держаться“.

И, наконец, идеальный фильм? Таких немного. Один из них — „Пролетая над гнездом кукушки“ Милоша Формана. Там сошлись и авторский взгляд, и замечательная игра актеров.

Далее Юозас Будрайтис рассказал о своей нынешней работе в качестве атташе по культуре: „Я всегда задавался вопросом: каково это быть чиновником? Вся моя жизнь прошла в кино. Я был свободен, то есть находился вне партии, вне театра и какой-либо организации. Я жил как птица с одним чемоданом, в котором был хлеб, сыр и кипятильник. Дома бывал редко — переезжал из фильма в фильм. Но вдруг мне предложили должность атташе, и это предложение меня ошарашило. Но любопытство было велико, и я дал согласие на два года. Мне понравилось трудиться, и в итоге я занимаю этот пост уже 12 лет и даже стал москвичом“, — пошутил мастер.

В разговоре о хобби, Будрайтис рассказал почти детективную историю: „Недавно меня чуть не арестовали. Я ходил ночью по Москве с фотоаппаратом в руках и снимал фактуру стен. Очень люблю это дело. Могу снимать гвоздь или коробок. Отдаю предпочтение черно-белым фотографиям думаю, что как и в кино, такая палитра естественная. Сейчас я люблю читать, особенно тяжелую поэзию. Такую, к которой надо обращаться несколько раз, чтобы понять смысл. А так, я хотел рисовать, писать книги, быть моряком и даже дирижировать оркестром“.

Ну, и, самое последнее, рассуждая о творчестве, Юозас Будрайтис заметил: „Самые большие творцы — дети, так как они свободны от авторитетов“, и пожелал всем пришедшим на мастер-класс, — „желаю всем вам быть творцами. Творите и как художники, и создавайте сами себя как личностей!“»

12 Октября 2007

Источник:

Радио «Культура»