En

ПОЭЗИЯ ПЕРВИЧНА [«Триумф». Интервью Елены Исаевой]

Елена Исаева — драматург, поэт, занимающий даже какой-то официальный пост в Союзе писателей Москвы. В конце января Исаева, среди других, получила молодежный грант премии «Триумф». Ее пьесы идут в московских театрах, стихи издаются.

 — Как вы относитесь к тому, что вам дали молодежную премию «Триумф»?

 — Я отношусь с радостью. Тем более что много премий не бывает. Я еще нахожусь в более выигрышном положении: пишу и стихи, и пьесы. А «чистым» драматургам сложнее, потому что в театральных премиях драматургических номинаций нет, в литературных — тоже┘ Был Антибукер, но теперь все. Единственная премия, которую могут получить драматурги, это, кажется, «Дебют», но она рассчитана на людей не старше 25-летнего возраста.

 — Вы сразу являетесь и поэтом, и драматургом. Кем все-таки вы сами себя считаете в первую очередь?

 — Если быть последовательной, то стихи я стала писать гораздо раньше, чем пьесы.

 — А если не быть последовательной?

 — Все равно поэзия — первична. И в хорошей прозе, и в хорошей драме — всегда присутствует поэзия. 

 — Но премию вам дали за поэзию или за драматургию?

 — Премию дали мне за то, какая я есть!

 — И все-таки о стихах┘ В Литинституте на семинаре по женской поэзии разбирают и ваши. Вы считаетесь одной из воспевательниц несчастной любви. Именно несчастной! Вас не упрекали в игре на одной струне?

 — Да, действительно, всем лучше запоминаются почему-то те мои стихи, где я пишу о неразделенных чувствах┘ И не только в Литинституте┘ Знаю, что в ГИТИСе уже неоднократно такие мои стихи читались на вступительных экзаменах и на занятиях по кафедре «Сценическая речь». Но разве это плохо? И разве плохо, что со стороны меня видят такой? Это не может тяготить. Это — данность! Ведь когда все хорошо, — стихи не пишутся. Пишутся, когда все плохо. Отсюда и любовь — несчастная.

 — Тогда про драматургию┘ Почему во всех ваших пьесах главные героини — женщины? Про них писать легче?

 — Для меня, как автора, женщина гораздо интереснее мужчины.

 — Почему?

 — Потому что любая пьеса предполагает экстремальные обстоятельства. Мужчина обязан быть героем по своей сути. В этом ничего странного нет. Для женщины это необычно. Если героиня будет женщиной — это интересней.

 — Какие постановки своих пьес вы считаете наиболее удачными?

 — Самую первую — «Абрикосовый рай, или Сказка о женской дружбе», которая шла в Дебют-центре при Доме актера (в постановке Вадима Данцигера), «Юдифь» — в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина (тоже — Данцигер), потому что это трагедия в стихах, а в стихах никто ставить не брался, даже не читая. «Инфернальную комедию», которая идет там же. И, конечно, — «Первый мужчина» (режиссер — Александр Великовский), которая идет в недавно открывшемся «Театре.doc», то есть документальной драме. Эта пьеса сделана на основе интервью с реальными женщинами, истории которых приводят в состояние шока┘ Кстати, одна из трех актрис, занятых в спектакле, — тоже лауреатка молодежного «Триумфа» 2002 года — моя тезка Елена Морозова.

 — Пожалуйста, назовите вашу самую недавнюю работу в театре?

 — Оперетта «Последний концерт» для Магаданского театра оперетты. Там готовятся отмечать юбилей Вадима Козина. И спектакль будет посвящен его памяти. Музыку написал Александр Журбин. Либретто — замечательный остроумный интеллигентнейший Михаил Бартенев, звезда нашей детской драматургии, и я. Очень радостно было работать в такой компании. Много стилизованных песен — под лагерные, под трудовые, народные. Я давно мечтала написать оперетту. «Сильва», «Фиалка Монмартра», «Марица» — все эти мелодии обожаю с детства. Жаль, что сейчас входят в моду исключительно мюзиклы. Ведь по всей стране огромное количество театров оперетты, которые «тянут» классический репертуар, а нового нет.

 — И все же вернемся к основной теме беседы, к вашей награде. Что вы ответите на это: «Посредственностей надо поощрять, тогда из них, может, что-нибудь получится. А ты - гений. Гениям нельзя давать волю. Гении должны творить в безнадежности». Между прочим, вас цитирую. Пьеса «Счастливый Моцарт».

 — Во-первых, вы игнорируете тот момент, что это говорит красивая хладнокровная к гению (Моцарту) женщина (Алоизия), которая просто находит остроумный предлог, чтобы и отказать ему в любви. Во-вторых, я вовсе не гений. Но считаю, что у любого творческого человека должно быть гармоническое соотношение побед — внутренних и внешних. Внутренние победы — это когда человек сам понимает, что сделал что-то такое, чем очень доволен. А внешние — когда это понимают другие. Если победы только внешние — это самообман или просто обман. Если победы только внутренние, это может привести к различным комплексам. Поэтому хорошо бы, чтобы поощрений было столько, сколько художнику нужно для плодотворной работы.

7 Февраля 2003

Источник:

Независимая газета