Владимир Георгиевич, вы ожидали такой реакции на свою будущую премьеру?
На самом деле я ждал
Как вы считаете, это личное мнение депутата Неверова или за ним
Не хотелось бы в этом разбираться и строить догадки: кто инициатор, а кто вдохновитель. То, что происходит, это непрофессионально, грубо и невежественно. Не читая либретто, объявлять его пошлостью и порнографией это и есть порнография. Это еще раз показывает культурный уровень наших депутатов. Но меня радует, что
Бороться собираетесь?
Думаю, наше дело правое, и мы победим. Люди вменяемые, когда поближе познакомятся с этой оперой, поймут, какую глупость выдала Госдума. Она только лишний раз скомпрометировала себя этим голосованием.
Вас вообще трогает такое внимание со стороны властей и примкнувшей к ним общественности? Или уже привыкли?
Было одно горячее лето, когда я не мог работать
Вряд ли нынешняя сойдет столь же быстро.
Это было давно
Одно время я испытывал разочарование в том, что делает Большой театр, и это отразилось в тексте.
Сегодня разочарование преодолено?
Одно то, что нынешнее руководство театра пошло на такой эксперимент, пригласило нас с Десятниковым к сотрудничеству, свидетельствует о том, что театр обновляется. Ну и дай бог!
Как
Года три назад руководство Большого театра решило заказать композитору Десятникову современную оперу. Десятников очень талантливый человек, я давно его люблю, мы работали вместе над фильмом «Москва». В музыке он делает приблизительно то же, что я в литературе. И к классике относится столь же трепетно, но не как к мертвому музейным вазам, которые переставляешь из одного шкафа в другой, а как к живым стихиям.
Леонид предложил мне подумать над этим проектом, и спустя некоторое время я изложил ему концепцию «Детей Розенталя». Был некий человек, который изобрел клонирование и клонировал великих композиторов. Наполовину еврей, он бежал из Германии и обосновался в России, где и воспитал своих дублей как родных детей. Когда Розенталь умер, а
Подобающий трепет ощутили?
Если честно, больше всего мне запомнился хрустальный лебедь, стоявший на ампирном столе, на котором мы подписывали бумаги. А трепет я действительно испытал.
Большой театр для вас только брэнд или нечто личное? Одно время вас частенько можно было увидеть в его партере
Рожденному в музыкальной семье трудно оценивать Большой. Так же как москвичу невозможно трезво взглянуть, скажем, на Кремль. Детский поход на Плисецкую в «Лебедином» создает тот самый миф, который не позволяет адекватно судить о происходящем. Но я заставлял себя многое увидеть
Вы вообще поклонник оперы?
Не могу сказать, что я оперный меломан. Но оперу любил всегда, и сильнее, чем драматический театр. Умом я понимаю, что этот громоздкий жанр имеет несколько музейный привкус. Но меня это нисколько не раздражает. Прямо как «Роллс-Ройс» машина, конечно, старомодная, но ведь вещь!
Жизнь в Германии должна была приучить вас и к современным операм.
Да уж. Я очень болезненно отношусь к современной сценографии. А немцы борются с Вагнером методом переодевания: Зигфрида, например, в костюм панка, Брунгильду в наряд
Но, поселяя своих героев в современность, вы тем самым отказываете им в праве на миф.
Напротив, я создаю новый миф. Это никакая не деконструкция, никакой не постмодернизм, напротив, попытка создания новой мифологии. Наша опера начинается в духе Вагнера, течет через чувственность Чайковского, через народность Мусоргского и завершается человечностью Верди и трогательностью Моцарта. В результате получается очень человеческая история со своей метафизикой. Думаю, над «Детьми Розенталя» будет пролито немало слез. Вы вот музыку уже слышали?
Только фрагменты.
Замечательная музыка. Я лично дважды прослезился. Я писал «Детей Розенталя» с воодушевлением. Несколько раз мне сильно помог Десятников: в таком тексте очень важна интонация, и, если я сбивался, Леонид меня корректировал.
Финансовая сторона проекта вас не разочаровала?
Честно говоря, меня она не волновала. Не секрет, что по европейским меркам наши гонорары символические. Но мне действительно хотелось сделать эту вещь, добиться, чтобы она звучала качественно и прожила долго.
Не задумывались над тем, чтобы написать либретто для балета?
Пока нет импульса. Либретто для балета тема провокационная: она предполагает только сюжет, а не детальное развитие его в каждом слове. Хотя в нашей опере тоже есть балетный кусок. Посмотрим, как решит эту сцену Някрошюс.
Вы следите за репетициями?
Нет, собираюсь пойти уже на предпремьерный показ. Я романтик и не люблю копаться во внутренностях
Опера для вас завершается на бумаге, в партитуре или лишь получив сценическое воплощение?
Наверное, это
Дрессированные гарсоны.
Не обязательно. А обязательны крики «Браво!» под занавес.